Закупки 32
Вход для поставщиков
Логин:
Пароль:
Запомнить
Регистрация Забыли пароль?

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в декабре 2020 года.

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Нормативные правовые акты Российской Федерации
(с изменениями)

1. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 скорректированы правила использования КТРУ и другие документы в сфере закупок

Опубликованы поправки к отдельным актам правительства в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


1. Изменили правила использования КТРУ.
С 1 июля при закупке радиоэлектронной продукции из перечня по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 заказчикам запретили использовать в описании объекта закупки дополнительные характеристики, которые не предусмотрены КТРУ.
Теперь этот запрет отменен: заказчики могут указывать дополнительные характеристики радиоэлектронной продукции, если в реестре российской радиоэлектронной продукции нет подходящего товара.


2. Органы мониторинга будут проверять количество процедур определения поставщика и суммарное значение НМЦК по закупкам с национальным режимом с разбивкой по источникам финансирования, способам определения поставщика, а также по мероприятиям государственных программ.
А в реестре контрактов дополнительно проверят страну происхождения товаров.


3. Операторы электронных площадок должны соответствовать не только единым требованиям, но и дополнительным.
Дополнительные требования к операторам электронных площадок установлены в постановлении от 15.05.2019 № 603.


4. Установили срок проверки функционирования на предмет соответствия единым и дополнительным требованиям электронной площадки. Проверять начнут не ранее 01.01.2022 г.
Такую проверку проходят операторы электронных и специализированных площадок не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в три года.


Изменения вступили в силу 27.11.2020 г.
С 1 декабря 2020 г. на операторов электронных площадок возложены дополнительные обязанности. Так, при взаимодействии площадки с реестром банковских гарантий оператор признает банковскую гарантию отсутствующей, если:
в реестре нет уникального номера реестровой записи, которую участник закупки направляет оператору при обеспечении заявки банковской гарантией;
сумма банковской гарантии не соответствует размеру обеспечения заявки, который установлен в извещении о закупке;
ИКЗ в реестре банковских гарантий отличается от ИКЗ в извещении о закупке.
Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».


1. Для подтверждения статуса самозанятого лица при участии в закупках по Закону № 223-ФЗ достаточно информации на сайте ФНС.
Сходные правила предусмотрели для СМСП. Декларировать в заявках принадлежность к названным субъектам больше не придется. Статус подтверждается информацией о таком участнике из единого реестра СМСП.


2. Заказчик сам проверит, есть ли сведения об участнике на сайте ФНС или в реестре. При их отсутствии в этих ресурсах участнику откажут в допуске к закупке или в заключении договора. Эти правила применимы не только при закупке среди СМСП (и приравненных к ним самозанятых), но и при закупке с обязательным привлечением субподрядчиков из их числа. Требовать документы о подтверждении статуса нельзя.


3. На заключение договора по результатам закупки среди СМСП и самозанятых сторонам отводится 20 календарных дней, а не 20 рабочих.
Исчислять срок оплаты по договору нужно со дня подписания заказчиком документа о приемке.
Изменения внесли в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Дата вступления в силу  – 27.11.2020 г
2. Изменили перечень промышленных товаров по постановлению Правительства РФ  от 17.07.2015 № 719

Постановлением Правительства от 26.11.2020 № 1948 дополнили перечень продукции, в отношении которой нужно подтвердить производство на территории России по постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719
«О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
В перечень продукции промышленности строительных материалов включили позицию:
• плиты, листы теплоизоляционные из вспененного пенополистирола по коду 22.21.41.111.
Когда установлен запрет на допуск иностранных промтоваров, участник в составе заявки предоставляет выписку из Реестра российской продукции или Реестра евразийской продукции с номерами реестровых записей, а также сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории России, когда это предусмотрено постановлением № 719. Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
Если участник представит одну из таких выписок с указанием совокупного количества баллов, которое не соответствует постановлению № 719, считается, что его заявка содержит предложение о поставке иностранных товаров (п. 10 постановления № 616, п. 3 письма Минпромторга от 05.06.2020 № 39247/12).
Если заключается контракт с единственным поставщиком, выписку из Реестра российской или евразийской промышленной продукции поставщик предоставит на этапе исполнения контракта (письмо Минпромторга от 24.07.2020 № ПГ-12-9638).

 


Изменения вступают в силу 08.12.2020 г.

3. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 утверждены правила квотирования товаров в государственных закупках по Закону № 44-ФЗ

Правительство РФ определило перечень продукции, особенности определения НМЦК, правила формирования отчетности об объеме закупок, порядок оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Для заказчиков по Закону № 44-ФЗ правительство определило перечень российских товаров и товаров из стран ЕАЭС с минимальной долей закупки. В него включили в том числе продукцию, которая поставляется при выполнении работ (оказании услуг). Всего в перечне 107 наименований.
Для каждого товара из перечня предусмотрена минимальная доля закупок, которая определена на период с 2021 по 2023 год. На каждый год установлена своя квота, но для некоторых позиций она меняться не будет.
Для других товаров квота будет меняться из года в год (например, для портативных компьютеров с весом не более 10 кг, а также некоторых вычислительных машин).
При обосновании НМЦК рыночным методом принимаются во внимание следующие особенности:
• определяя идентичность и однородность продукции, необходимо учитывать товары из ЕАЭС, а также их характеристики по КТРУ;
• ценовые запросы надо направлять производителям, сведения о которых есть в ГИСП.
Отчетный период определен с 1 января по 31 декабря включительно. Документ готовится автоматически в ЕИС на основании сведений из реестра контрактов до 1 февраля года, который следует за отчетным. Его форму определило правительство. Отчет подписывает усиленной квалифицированной ЭП уполномоченное на это лицо заказчика не позднее 1 апреля года, который следует за отчетным. Если соблюсти минимальную долю нельзя, отчет корректируется. В него добавляется обоснование того, почему квота не достигнута. Отдельный документ для этого не нужен.
Если сведения о закупке не размещаются в ЕИС, отчитываться нужно в Минпромторг. Документ направляется в ведомство в бумажном виде. Перечень информации для включения в документ определен в п. п. 8 -10 положения об отчете.
Оценка проводится Минпромторгом до 30 апреля года, который следует за отчетным. Ведомство проанализирует:
• достигнута минимальная доля или нет;
• какова величина отклонения от минимальной доли;
• случаи, когда достижение минимальной доли невозможно.
По итогам ведомство составит отчет. Среди прочего в нем отразят предложения изменить:
• размеры минимальной доли;
• нормативные акты об ограничении допуска иностранных товаров, а также их перечни.

 


Изменения вступают в силу 1 января 2021 года, за исключением положений об отчетности. Последние заработают с 1 января 2022 года.

4. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2020 № 2134 изменены требования к банкам-гарантам в государственных закупках
29.12.2020 г. меняются требования к банкам, которые выдают обеспечительные гарантии.
Согласно поправкам Правительство РФ отказалось от повышения кредитного рейтинга и вернуло его на уровень, который действовал до 2020 года, а именно установлено требование о наличии у банка кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «ruB-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".
Требования к размеру собственного капитала остались неизменными: не менее 300 млн руб. собственных средств.

5. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2020 N 2172 разрешено закупать препараты от COVID-19 на январь 2021 года по полной предоплате
В контрактах на поставку препаратов от COVID-19 для лечения пациентов в амбулаторных условиях, заключаемых для нужд субъектов в 2020 году, заказчик вправе установить авансовый платеж до 100 % цены контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств, если поставка предполагается в январе 2021 года.
Авансовые платежи по таким контрактам подлежат казначейскому сопровождению.

 
6. Принят Федеральный закон от 22.12.2020 N 435-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Единый заказчик в сфере строительства (ППК «Единый заказчик») будет осуществлять функции государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов государственной собственности в отношении следующих видов работ:
- инженерные изыскания;
- архитектурно-строительное проектирование;
- строительство;
- реконструкция (в том числе работы по сохранению объектов культурного наследия народов РФ);
- капитальный ремонт;
- снос.
ППК «Единый заказчик» осуществляет деятельность в рамках программы, которую утверждает наблюдательный совет, являющийся высшим органом управления. В программу включают объекты, которые определит Правительство РФ.
ППК «Единый заказчик» будет осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Закон не касается, в частности, капиталовложений в объекты транспортной инфраструктуры, обороны и безопасности государства.
Начало действия документа - 22.12.2020г.

 

8. Приказом МЧС России от 12.10.2020 № 756 утверждены типовые государственные контракты в сфере пожарной безопасности
28.12.2020 г.  вступает в силу приказ МЧС России от 12.10.2020 № 756, которым утверждены типовые контракты:
• на монтаж систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Коды предмета контракта по ОКПД2 43.21 и 43.29;
• техническое обслуживание таких систем (средств, установок). Код предмета контракта по ОКПД2 80.20;
• поставку пожарно-технической продукции. Коды предмета контракта по ОКПД2, в частности, 22.19, 29.10.
Применять контракты нужно будет по истечении 30 календарных дней после их размещения в ЕИС. Пока они там отсутствуют.
Ограничений по НМЦК нет.

 

9. Приказом Минтранса от 06.11.2020 № 470 изменен порядок расчета НМЦК для регулярных перевозок пассажиров и багажа
27.12.2020 г. вступают в силу изменения, утвержденные приказом Минтранса России от 06.11.2020 № 470, к порядку расчета НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком для закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами, трамваями и троллейбусами.
При расчете НМЦК потребуется учитывать расходы подрядчика на приобретение, установку оборудования и ПО для навигации, а также услуг по его эксплуатации. Это будет необходимо, если по контракту такие расходы возложены на подрядчика (п.1 приложения к приказу).
При расчете этой стоимости по показателю «максимальное количество транспорта» берутся за основу данные расписания. Учитывать нужно транспорт, который должен использоваться одновременно для перевозок по маршрутам из контракта (п. 2 приложения к приказу).
Для расчета рыночной стоимости нового транспорта предусмотрели больше источников информации (п. 3 приложения к приказу). В настоящее время заказчик рассылает запросы потенциальным поставщикам и высчитывает среднеарифметическое значение. По новым правилам ее можно рассчитывать и на основании публичной оферты, например, цен из рекламы и каталогов.
Выбрать нужно будет один вариант расчета цены: на основании публичной оферты или ответов поставщиков. В последнем случае территориальное ограничение ценового предложения подрядчика больше не имеет значения.
Расходы на топливо при перевозках автобусами определят с учетом вида и марки топлива, а также класса и вместимости автобуса (п. 4 приложения к пркиазу). За основу возьмут значения из таблицы, которые установлены в приказе. Применять их нужно независимо от фактически используемых вида и марки топлива. Затраты будут считать иначе только в двух случаях:
• для автобусов на газовом топливе;
• для автобусов малого класса.

 

11. Постановлением Правительства от 23.12.2020 № 2238 внесены изменения в перечень одноразовых медицинских изделий из ПВХ
Скорректировали перечень медицинских изделий одноразового применения из ПВХ, в отношении которых устанавливают ограничения допуска для государственных закупок.
В перечне № 2 постановления Правительства от 05.02.2015г. №102 отдельные позиции, где указан код ОКПД2 – 32.50.50.000 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие», дополнили детализированными кодами.
Установили, что код 32.50.50.000 нужно применять к медицинским изделиям, если их регистрационные удостоверения содержат указания на этот код.
Уточненный перечень нужно применять с 1 января 2021 года.
Закупки, извещения по которым размещены в ЕИС до 1 января, завершаются по старым правилам.

 


Разъяснения федеральных органов исполнительной власти


1. Минздрав России в письме от 02.11.2020 № 25-3/И/2-16610 разъяснил порядок обоснования НМЦК при закупках медицинских изделий
Специалисты Минздрава в письме от 02.11.2020 № 25-3/И/2-16610 рассказали, как применять Порядок определения НМЦК при закупках медицинских изделий по приказу от 15.05.2020 № 450н.
Заказчик при расчете цены единицы медицинского изделия, цены единицы медицинского изделия и расходного материала, цены единицы медицинского изделия, расходного материала и техобслуживания, которые не указаны в пунктах 2, 3 и 5 Порядка, устанавливает средневзвешенное значение собранных заказчиком цен без учета НДС.
Средневзвешенная цена определяется как отношение суммы произведений к суммарному объему поставки товаров, работ, услуг. Средневзвешенная цена может быть рассчитана с помощью стандартных функций табличных редакторов.
Заказчик может указать нулевую стоимость расходных материалов и техобслуживания при расчете цены единицы медицинского изделия по формулам из пунктов 14–16 Порядка, если одновременно выполняется несколько условий:
• финансирование выделили только на закупку оборудования без расходных материалов;
• производитель учел стоимость всех необходимых расходных материалов и всех необходимых услуг по техобслуживанию для эксплуатации медицинского изделия в гарантийный период;
• производитель или поставщик предоставил соответствующие разъяснения.


2. Минфин России разъяснил порядок применения ограничения и условия допуска промышленных товаров
В письме Минфина России от 10.09.2020 № 24-03-08/79398 указано, что механизм предоставления преимуществ, установленный приказом Минфина России от 04.06.2018  № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд», применяется в случае, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке товаров из иностранных государств, не отклоняется при применении механизма ограничения допуска иностранных товаров и предусматривает указание (декларирование) участником закупки наименования страны происхождения товара.
Так, участники закупки иностранных промышленных товаров с ограничениями, установленными в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны декларировать в заявке нахождение продукции в реестре российских промтоваров, указывать номер реестровой записи и информацию о количестве баллов за технологические операции в РФ (при наличии).
Ведомство указало: если участник этого не сделал (например, указал страну происхождения товара без реестровой записи), следует рассматривать его заявку как предложение иностранного товара и применять условия допуска.

 

3. ФАС разъяснила, как проходят плановые и внеплановые проверки по закупкам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020
№ 1576

В письме ФАС России от 30.11.2020 № 17/104530/20 ведомство ответило на вопросы применения Правил контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.
1. По вопросу представления документов.
Контрольный орган может запросить у проверяемого дополнительные документы, если на заседании комиссии выявит разночтения между представленными документами и информацией в ЕИС.
Если не представить запрашиваемые документы вовремя, могут наложить штраф по статье 19.7.2 КоАП: на должностное лицо – 15 000 руб., на юридическое лицо – 100 000 руб.
2. По вопросу участия в проверке ФАС.
Для участия в проверке нужно обеспечить явку представителя субъекта контроля, если такое требование поступило от контрольного органа.
3. По вопросу ознакомления с документами.
Внеплановую проверку контрольный орган может инициировать по разным основаниям (ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, п. 19 Правил № 1576). Проверяемый может узнать об основании проведения внеплановой проверки из ЕИС. Самый распространенный и оперативный вид контроля – проверка по жалобе участника закупки.


4. По вопросу предмета проверки.
Внеплановая проверка проводится в отношении процедуры определения поставщика (ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).


5. По вопросу субъектов контроля.
О лицах, которых проверят, можно узнать из Плана проведения плановых проверок (п. 46 Правил № 1576).
Напомним, что к субъектам контроля относятся:
• заказчики всех уровней;
• контрактные службы и управляющие;
• комиссии по закупкам;
• операторы электронных площадок, за исключением ЕАТ «Березка».


6. По вопросу отнесения субъекта контроля к категории риска.
Количество случаев невключения поставщика в РНП, когда заказчик отказался от исполнения контракта, тоже учитывается при отнесении к группе риска (подп. «в» п. 64 Правил № 1576).
Всего в Правилах контроля предусмотрено три группы риска. Их определят по формулам на основании критериев по балльной системе оценок. Такой порядок заработает с 01.07.2022 г.


7. По вопросу срока проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка продолжится не больше 10 рабочих дней со дня принятия решения о ней. Для закупок с гостайной – не более 20 рабочих дней (п. 5 Правил № 1576).
Эти сроки могут увеличить однократно не более чем на 10 рабочих дней. Об этом контролеры оповестят в реестре проверок или в ЕИС (п. 27 Правил № 1576).
После 1 июля 2021 года уведомлять по почте и факсу не будут.

4. ФАС приостановила действие разъяснения о дозировке препарата с МНН "Инсулин гларгин" при государственной закупке

В информационном сообщении ФАС России от 03.12.2020 г. указано, что 30.11.2020 г.  ведомство провело совместное совещание с Минздравом, Минпромторгом, Минфином, производителями препарата и другими специалистами. По его результатам создана рабочая группа для уточнения клинических рекомендаций и иных нормативов применения препарата с МНН "Инсулин гларгин".
В результате должен появиться алгоритм перевода и назначения лекарственного препарата "Инсулин гларгин" в дозировках 100 ЕД/мл и 300 ЕД/мл с учетом международной и российской практики. До этого момента действие разъяснения ФАС об указании дозировки препарата с МНН "Инсулин гларгин" в документации о закупке приостановлено.

 

 


II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Нормативные правовые акты Российской Федерации
(с изменениями)


1. Принят Федеральный закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 22.12.2020г. опубликованы поправки к Закону № 223-ФЗ.
Скорректированы процедуры проведения конкурентных электронных закупок среди СМСП по закону № 223-ФЗ, в том числе:
- изменится порядок проведения электронного конкурса, нельзя будет предусмотреть квалификационный отбор участников;
- сроки проведения каждого из этапов нужно указывать не в извещении, а в документации;
- подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена.
Закреплены требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки, в том числе:
- заявка на участие в электронном аукционе будет состоять из 2-х частей:
первая - предложение по предмету;
вторая - обязательные документы и информацию (кроме ценового предложения).
- заявка на участие в электронном запросе котировок будет включать только обязательные документы и информацию, если того требуют закупочные документы.
Предусмотрен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников. Кроме того, можно запросить продекларировать ряд сведений. Например, это могут быть данные о том, что деятельность участника не приостановлена. Сведения должны быть актуальны на дату подачи заявки. Декларация размещается на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.
Если в документации об электронном конкурсе, электронном запросе предложений установлены критерии и порядок оценки заявок, то можно указать, какие еще сведения нужно предоставить. Однако их отсутствие в заявке не основание для ее отклонения.
Требовать иные документы и информацию от участников закупки нельзя. Их перечень исчерпывающий.
Изменения вступят в силу с 01.04.2021 г. (за исключением отдельных положений), при этом у заказчиков будет 90 дней с указанной даты для того, чтобы внести изменения в положение о закупке. Также п. 3 ст. 2 Закона № 452-ФЗ предусмотрено, что закупки, которые начаты в пределах указанных 90 дней и до размещения обновленного положения о закупке в ЕИС, заказчики будут завершать по старым правилам.

 

2. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 установлены минимальные обязательные доли закупок товаров российского происхождения по Закону № 223-ФЗ

С 11.08.2020 г. действуют изменения законодательства о выполнении обязательной доли закупок отечественных товаров.
Для заказчиков по Закону № 223-ФЗ правительство определило перечень таких товаров. В него включили в том числе продукцию, которая поставляется при выполнении работ (оказании услуг).
Среди прочего в список вошли:
• бумага и картон (код по ОКПД2 — 17.12);
• портативные компьютеры весом не более 10 кг (код по ОКПД2 — 26.20.11);
• лифты (код по ОКПД2 — 28.22.16.110);
• некоторая офисная мебель, например, металлическая (код по ОКПД2 — 31.01.11);
• спортинвентарь, например, лыжи (код по ОКПД2 — 32.30.11.110);
• ноутбуки, планшеты (код по ОКПД2 — 26.20.11).
Всего в перечне 251 наименование. Для этих товаров предусмотрена минимальная доля закупок с 2021 по 2023 год. На каждый год определена своя квота, но для некоторых позиций она меняться не будет (например, для лифтов, деревянной офисной мебели, башенных строительных кранов).
Перечень применяется с 1 января 2021 года для закупок, которые объявлены с этой даты.