Закупки 32
Вход для поставщиков
Логин:
Пароль:
Запомнить
Регистрация Забыли пароль?

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в ноябре 2020 года.


Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в ноябре 2020 года.

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Нормативные правовые акты Российской Федерации
(с изменениями)

1. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020
№ 1799 внесены поправки в ряд основных постановлений Правительства Российской Федерации о закупках.

 

Изменения с 13 ноября 2020 года.
1. Заказчики имеют право согласовать электронном виде контракты по 23 пунктам части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, оформленные на бумажном носителе – по системе документооборота между заказчиком и контролером.
Ранее заказчикам приходилось нести три экземпляра контракта в контрольный орган.


 2. В реестр контрактов по Закону № 44-ФЗ не нужно включать информацию о стране происхождения товаров, используемых при строительстве, в рамках контракта путем открытого конкурса в электронной форме в соответствии с ч. 68 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.
Такое исключение из состава сведений в реестре контрактов было предусмотрено только для электронного аукциона по строительному контракту, если в состав документации включена проектная (подп. «р» п. 2 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).


3. В реестр контрактов, содержащих государственную тайну, необходимо включать новые сведения:
о производителе товара по исполненному контракту;
о стране происхождения товара по строительным контрактам, если заказчик принимает товар к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

 


Изменения с 1 апреля 2021 года.
Скорректировали требования к содержанию и форме отчета о закупках у СМП и СОНО по Закону № 44-ФЗ. В отчете нужно отражать объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов с единственным поставщиком, заключенных по части 1 и части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Напомним, что закупки у единственного поставщика по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ – это закупки в электронной форме до 3 млн. рублей. Сейчас данная норма не применяется, а начнет действовать с 01.04.2021 г.

 


Изменения с 1 июля 2021 года.
1. План-график по Закону № 44-ФЗ должен включать информацию об общем объеме финансового обеспечения в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах, детализированного до объема финансового обеспечения по каждому КБК:
по закупкам в целях реализации национальных и федеральных проектов;
по каждому коду объекта капстроительства или объекта недвижимости, если по контракту заказчик приобретает проектную документацию, инженерные изыскания, строительные работы или объект недвижимости.
Новые требования необходимо применять при составлении плана-графика на 2022 год.


2. Перевод закрытых закупок для обороны и безопасности государства в электронный вид перенесли на 01.07.2021 г.

2. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 скорректированы правила использования КТРУ и другие документы в сфере закупок.

Опубликованы поправки к отдельным актам правительства в сфере закупок.

 


Изменения с 27 ноября 2020 года.
1. Изменили правила использования КТРУ.
С 1 июля при закупке радиоэлектронной продукции из перечня по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 заказчикам запретили использовать в описании объекта закупки дополнительные характеристики, которые не предусмотрены КТРУ.
Теперь этот запрет отменен: заказчики могут указывать дополнительные характеристики радиоэлектронной продукции, если в реестре российской радиоэлектронной продукции нет подходящего товара.


2. Органы мониторинга будут проверять количество процедур определения поставщика и суммарное значение НМЦК по закупкам с национальным режимом с разбивкой по источникам финансирования, способам определения поставщика, а также по мероприятиям государственных программ.
А в реестре контрактов дополнительно проверят страну происхождения товаров.


3. Операторы электронных площадок должны соответствовать не только единым требованиям, но и дополнительным.
Дополнительные требования к операторам электронных площадок установлены в постановлении от 15.05.2019 № 603.
4. Установили срок проверки функционирования на предмет соответствия единым и дополнительным требованиям электронной площадки. Проверять начнут не ранее 01.01.2022 г.
Такую проверку проходят операторы электронных и специализированных площадок не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в три года.
Изменения с 1 декабря 2020 года.
Операторам электронных площадок дополнили обязанности. Так, при взаимодействии площадки с реестром банковских гарантий оператор признает банковскую гарантию отсутствующей, если:
в реестре нет уникального номера реестровой записи, которую участник закупки направляет оператору при обеспечении заявки банковской гарантией;
сумма банковской гарантии не соответствует размеру обеспечения заявки, который установлен в извещении о закупке;
ИКЗ в реестре банковских гарантий отличается от ИКЗ в извещении о закупке.

 

3. Приказом МЧС России от 05.07.2020 № 507 утвержден типовой государственный контракт на услуги охраны от пожаров организаций или населенных пунктов.

Приказом МЧС России от 05.07.2020 № 507 утвержден типовой контракт на услуги охраны от пожаров организаций и (или) населенных пунктов. Типовой контракт необходимо использовать, если предмет закупки относится к коду ОКПД2 84.25.11:
услуги по тушению и предупреждению пожаров;
по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии.
Ограничений по НМЦК нет.
В ЕИС контракт опубликован 11.11.2020 г., значит, применять контракт необходимо с 11.12.2020 г.

 

 

4. Приказом Минэкономразвития России от 20.08.2020 № 547 утверждена дата начала применения нового типового положения о контрактной службе.

06.11.2020 г. опубликован приказ Минэкономразвития России
от 20.08.2020 № 547, согласно которому действующее типовое положение (регламент) о контрактной службе утрачивает силу 27.11.2020 г.
Заказчикам необходимо пересмотреть свои положения о контрактной службе в соответствии с Приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н
«Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».
Отличия нового типового положения заключаются в следующем:
- независимо от способа создания, контрактную службу возглавляет руководитель, который назначается приказом заказчика. По приказу Минэкономразвития России контрактную службу мог возглавлять руководитель структурного подразделения, если служба создана как отдельное подразделение;
- напрямую на контрактную службу возложена обязанность по разработке технического задания. Ранее служба лишь организовывала подготовку технического задания.

 

5.  Минтруд скорректировал типовой государственный контракт на поставку технических средств для реабилитации инвалидов.

Приказом Минтруда России от 24.08.2020 № 508н типовой контракт на поставку технических средств для реабилитации инвалидов привели в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе. Так, в разделе об ответственности сторон учли норму о расчете пеней за просрочку исходя из стоимости этапа контракта (п. 14 изменений).
Предусмотрели возможность передавать товар получателю по месту жительства службой доставки или почтой (п. 5 изменений). Типовой контракт применяется, если предмет закупки относится в том числе к таким кодам ОКПД2:
 26.60.14.120 — слуховые аппараты;
 30.92.20.000 — инвалидные коляски (кроме частей и принадлежностей);
 32.50.22.128 — костыли.
С полным списком кодов можно ознакомиться в информационной карте типового контракта. Ограничений по НМЦК нет.
Приказ вступит в силу 30.11.2020 г. Заказчики обязаны применять обновленный контракт по истечении 30 календарных дней после размещения в ЕИС.

Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

 

 

6. В письме Минфина России от 07.09.2020 № 24-02-06/78241 разъяснено, как уведомить поставщика об отказе принять банковскую гарантию по Закону № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 45 Закона № 44-ФЗ в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Минфин России пояснил: уведомление готовится в свободной письменной или электронной форме. В нем достаточно перечислить причины для отказа в принятии банковской гарантии. Других требований к документу нет.

 


7. В письме ФАС России от 10.11.2020 N ИА/98678/20 разъяснено, как государственным заказчикам указывать дозировку при закупке препарата с МНН «Инсулин гларгин».

При формировании документации на приобретение препарата с МНН «Инсулин гларгин» в дозировке 300 ед/мл целесообразно указывать возможность поставки в дозировке 100 ед/мл, поскольку в обоих случаях достигается схожий терапевтический эффект.
Сейчас в реестре лекарственных препаратов в рамках МНН «Инсулин гларгин» зарегистрировано несколько лекарств в разной дозировке: 100 ЕД/мл и 300 ЕД/мл.
В инструкции обоих препаратов предусмотрен переход с одного на другой, результаты клинических исследований сопоставимы, снижение концентрации глюкозы в плазме крови к концу исследований было одинаковым. Поэтому при объявлении аукциона на инсулин гларгин в концентрации 300 ед/мл можно указывать возможность поставки препарата в концентрации 100 ед/мл, ведь терапевтический эффект будет одинаков, заключили в ФАС. Иначе, предупреждает служба, можно говорить о нарушении особенностей описания лекарств, утвержденных постановлением правительства РФ от 15.11.2017 №1380.
В то же время следует учитывать особенности описания лекарства для педиатрических целей. В этом случае дозировка приводится с учетом возраста детей, для которых проводится закупка. Например, при закупке лекарства для детей от 2 до 6 лет можно привести конкретную дозировку — 100 ЕД/мл.

 

 

8. Минфин России в письме от 05.11.2020 № 24-02-05/96413 пояснил, как подготовить предложение об определении единственного исполнителя.

С 22.10.2020 г. действуют правила рассмотрения обращений заказчиков об определении единственного поставщика (исполнителя) для закупок по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, содержащие информацию для включения в обращение.
Так, в соответствии с п. 5 приложения к письму в данных можно привести следующую информацию о единственном поставщике:
- о компетенции, которая позволит эффективнее исполнить контракт;
- о том, что на рынке нет организаций, которые смогут поставить товары (работы, услуги);
- об опыте по предмету контракта.
Если планируется закупка товаров (работ, услуг) с лицензией, в обосновании указывается информация о наличии соответствующей лицензии.
В случае если обязательства по контракту будут исполняться с привлечением субподрядчиков (соисполнителей), необходимо указать информацию об объеме исполнения обязательств единственным поставщиком лично (п. 8 приложения к письму) следующим образом:
- в фиксированном значении, например 70% от цены контракта;
- в минимально допустимом объеме, например не менее 30% от цены контракта.

 

 

9.  Минздрав России сообщил о необходимости использования единого каталога лекарственных препаратов.

Письмо Минздрава России от 17.11.2020 № 18-2/И/2-17599 ведомство сообщило, что с 21.12.2020 г. все заказчики обязаны использовать при закупках лекарств единый структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов для медицинского применения (ЕСКЛП).
Ведомство напомнило, что сведения из справочника необходимо использовать на разных этапах закупки:
при подготовке документации о закупке – для расчета НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара;
на этапе заключения и исполнения контракта — при применении формы типового контракта на поставку лекарств и направлении сведений в реестр контрактов.

 

 

10. Минздрав России сообщил о средневзвешенных ценах одноразовых медицинских изделий из ПВХ для расчета НМЦК.

В письме Минздрава России от 17.11.2020 № 25-3/И/2-17570 сообщена информация о новых средневзвешенных ценах на изделия, включенные в перечень медицинских изделий одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска к закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102. Информация подготовлена Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Также ведомство приводит сведения по коэффициенту локализации.
Указывается, что коэффициент, который соответствует уровню инфляции, будет определен в законе о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Эта информация нужна для расчета НМЦК на закупку такой продукции.

 

 

 

 


II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Нормативные правовые акты Российской Федерации
(с изменениями)

1. Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799.

В план закупки по Закону № 223-ФЗ заказчикам необходимо вносить сведения:
о количестве и единицах измерения товара, который заказчик закупает в рамках строительного договора и принимает к бухучету в качестве объекта основных средств;
об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, которая предоставлена на реализацию национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов.

 


2. В реестре договоров, заключенных по Закону № 223-ФЗ, заказчикам нужно дополнительно фиксировать информацию:
о цене единицы товара, работы, услуги;
о цене единицы и стране происхождения товара по строительным контрактам, когда заказчик принимает товар к бухучету в качестве объекта основных средств;
об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, которая предоставлена на реализацию национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов.

 


3. В ЕИС автоматически формируется информация о регистрации физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Заказчики смогут оперативно установить статус самозанятого. Сейчас можно проверить эту информацию на сайте ФНС или запросить у гражданина справку о постановке на учет.

 


Изменения вступят в силу с 01.01.2021 г.

2. Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909.

Изменения, внесенные в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:


1) Для подтверждения статуса самозанятого лица при участии в закупках по Закону № 223-ФЗ достаточно информации на сайте ФНС.
Сходные правила предусмотрели для СМСП. Декларировать в заявках принадлежность к названным субъектам больше не придется. Статус подтверждается информацией о таком участнике из единого реестра СМСП.


2) Заказчик сам проверит, есть ли сведения об участнике на сайте ФНС или в реестре. При их отсутствии в этих ресурсах участнику откажут в допуске к закупке или в заключении договора. Эти правила применимы не только при закупке среди СМСП (и приравненных к ним самозанятых), но и при закупке с обязательным привлечением субподрядчиков из их числа. Требовать документы о подтверждении статуса нельзя.


3) На заключение договора по результатам закупки среди СМСП и самозанятых сторонам отводится 20 календарных дней, а не 20 рабочих.
Исчислять срок оплаты по договору нужно со дня подписания заказчиком документа о приемке.
Изменения вступили в силу 27.11.2020 г.