Закупки 32
Вход для поставщиков
Логин:
Пароль:
Запомнить
Регистрация Забыли пароль?

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями), опубликованных в октябре 2020 года, и официальные разъяснения.


Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями), опубликованных в октябре 2020 года, и официальные разъяснения.

Нормативные правовые акты Российской Федерации (с изменениями)

 

1.    Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 утверждены правила контроля в сфере государственных закупок.

 

Принятые правила проверок применяются в отношении заказчиков, контрактных служб и контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупочных процедур и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных площадок.

 

Правилами проверок установлены формы, порядок, сроки проведения плановых проверок, закреплены основания для проведения внеплановой проверки, определен порядок и критерии отнесения субъектов контроля к определенной категории риска (высокой, средней, низкой), которую определят по установленной форме, а также определен перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок.

 

Указанные правила действуют с 8 октября 2020 года, за исключением отдельных положений.

 

Также определили порядок и критерии отнесения субъектов контроля к определенной категории риска. Это повлияет на частоту плановых проверок. Выделили высокую, среднюю и низкую категории. Их определят по установленной формуле, в частности, учтут количество случаев неисполнения предписаний контролеров. Такой порядок заработает с 1 июля 2022 года.

 

Внесены изменения в утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 октября 2015 г. № 1148 правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Изменения в правила ведения реестра жалоб вступят в силу с 1 июля 2021 г.

 

2.    Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1649 утверждены новые правила определения единственного поставщика.

Правительство РФ утвердило правила рассмотрения обращений об определении единственного поставщика для закупок по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Правительство определяет единственного поставщика исходя из обоснованного обращения и экспертного заключения по нему.

В правилах установлен перечень данных, которые нужно включить в обращение:

- предмет контракта и описание объекта закупки;

- экономическое (технологическое) обоснование нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом;

- финансово-экономическое обоснование предложения об определении единственного поставщика;

- наименование заказчика;

- сведения о предполагаемом единственном поставщике с обоснованием его выбора;

- обоснование срока закупки;

- результаты проверки соответствия единственного поставщика требованиям Закона № 44-ФЗ;

- информация о субподрядчиках или соисполнителях;

- информация об установлении обеспечения исполнения контракта;

- информация об источниках финансирования закупки.

На каждое обращение должно быть подготовлено экспертное заключение с выводами:

1) Минфина – в отношении обоснования цены контракта с единственным поставщиком;

2) Минэкономразвития – в части соответствия такого предложения положениям договора об ЕАЭС;

3) ФАС – в части оценки перспективы изменения состояния конкуренции на рынке в результате принятия решения о закупке у единственного поставщика.


Правила рассмотрения обращения об определении единственного поставщика не распространяются на закупки по гособоронзаказу.

Постановление вступило в силу 22 октября 2020 года.

3.    Приказом Минздрава России от 19.08.2020 № 855н обновлен типовой государственный контракт на поставку медицинских изделий.

27 октября 2020 года вступили в силу поправки в типовой контракт на поставку медицинских изделий, утвержденные. Обязательным для применения контракт в новой редакции станет по истечении 30 календарных дней после размещения в ЕИС.

У поставщиков появится больше обязанностей, в том числе:

- обучение правилам эксплуатации оборудования;

- инструктаж производителя (его представителя) для специалистов заказчика по техобслуживанию оборудования.

Кроме того, поставщики будут предоставлять все сведения, необходимые для использования медицинского изделия: ключи, пароли доступа, программы, перечень расходных материалов и реагентов, которые можно применять при работе с оборудованием.

Форма спецификации к контракту станет более подробной. Среди прочего в ней предстоит указывать наименование товара по регистрационному удостоверению, дату и номер регистрации. Потребуется также отразить код позиции по КТРУ. Эту же информацию предусмотрели в форме акта приема-передачи товара.

Напомним, что типовой контракт применяется при закупке медицинских изделий, в частности, с кодом по ОКПД2:

26.60.12 — электродиагностические аппараты;

32.50.11 — стоматологические инструменты и приспособления;

32.50.13.120 — некоторые офтальмологические инструменты и приспособления.

Ограничений по НМЦК нет.

4. Приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н утверждено новое типовое положение (регламент) о контрактной службе.

Типовое положение (регламент), утвержденное приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н, устанавливает функции и полномочия контрактной службы при планировании закупок, определении поставщиков, заключении контрактов, а также при их исполнении, изменении и расторжении.

Например, по новому положению контрактная служба будет:

- разрабатывать план-график и размещать его в ЕИС; организовывать общественное обсуждение закупок;

- при необходимости организовывать консультации с поставщиками для определения состояния конкурентной среды, лучших технологий и других решений для нужд заказчика;

- подготавливать документацию, в том числе извещение, проект контракта и описание объекта закупки;

- размещать информацию в ЕИС;

- проверять обеспечение исполнения контракта;

- обеспечивать сохранность документов о закупках;

- обеспечивать исполнение условий контракта в части выплаты аванса;

- обеспечивать проведение внутренней или внешней экспертизы исполнения контракта или его этапа;

- оформлять документы о приемке исполнения контракта.

Документ начнет действовать, когда утратит силу типовое положение, утвержденное Минэкономразвития (п. 2 приказа).


Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

5.  Минфин России в письме от 25.09.2020 № 24-03-08/84224 разъяснил вопросы обеспечения по контракту.

Ведомство разъяснило, как заказчику устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта. Особенности зависят от казначейского сопровождения контракта.

Напомним, что размер обеспечения исполнения контракта по общему правилу нужно устанавливать в диапазоне от 0,5 до 30 процентов НМЦК.

До 31.12.2020 при проведении закупок среди СМП и СОНО можно не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта. Исключение составляют случаи, когда контрактом предусмотрена выплата аванса.

При казначейском сопровождении аванса размер обеспечения рассчитайте от НМЦК за минусом аванса. Если закупка проходила только для СМП и СОНО – от цены контракта за минусом аванса.

Если расчеты по контракту на казначейском сопровождении, можно не требовать обеспечения исполнения контракта.

Если заказчик хочет обеспечить исполнение контракта, размер не должен превышать 10 процентов от НМЦК.

Если цена снижена на 25 процентов и более от НМЦК, требуйте обеспечение с учетом антидемпинговых мер, то есть увеличенное в 1,5 раза от размера, указанного в документации.

Если закупка проводилась для СМП и СОНО, участник освобождается от предоставления обеспечения, подтвердив свою добросовестность, даже если снизил НМЦК на 25 процентов и более.

6. ФАС разъяснила как рассмотреть вторые части заявок при применении национального режима, что учитывается при включении поставщика в РНП, а также требования к составу заявки при повторной закупке.

ФАС России в письме от 29.09.2020 № ИА/84079/20 разъяснила, что заказчик должен рассмотреть заявки всех участников электронного аукциона, если установлены ограничения допуска иностранной продукции и в аукционе приняли участие более 10 участников. В таком случае невозможно применить ограничения допуска иностранной продукции, например, механизм «третий лишний», поэтому оператор электронной площадки направляет заявки всех участников.

В письме ФАС России от 29.09.2020 № ИА/84081/20 разъясняется, что учитывается при включении поставщика в РНП в сложных случаях: истекший срок контракта, выход учредителя из состава общества на момент нарушения контракта, отсутствие в ЕИС информации об одностороннем расторжении контракта.

Письмо ФАС от 01.10.2020 № ИА/85170/20 содержит разъяснения по вопросу проведения повторной закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства в форме запроса предложений после несостоявшегося электронного конкурса или аукциона. Заказчик обязан установить требование о представлении в составе заявки только согласия участника закупки. Устанавливать иные требования к составу заявки нельзя.

7. В информационном письме ФАС России от 02.10.2020 № ИА/85875/20 разъяснено, как формировать лоты при закупке регулярных перевозок пассажиров и багажа

ФАС разъяснила, какие требования должны учесть заказчики при формировании лотов на регулярные перевозки пассажиров и багажа для закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

Так, ведомство указало на минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения контракта в зависимости от численности населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут. Допустимое соотношение для муниципальных и межмуниципальных маршрутов приведено в таблице.

Численность населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут Минимальное количество лотов при организации регулярных перевозок Максимальный размер обеспечения исполнения контракта
До 50 тыс. чел. 10 лотов 100 млн руб.
От 50 тыс. до 150 тыс. чел. 15 лотов 200 млн руб.
От 150 тыс. до 1 млн чел. 20 лотов 300 млн руб.
Свыше 1 млн чел. 30 лотов 500 млн руб.
Москва и Санкт-Петербург  50 лотов  500 млн руб.

При этом общая протяженность маршрутов каждого лота не должна отличаться от протяженности маршрутов других лотов более чем на 20%. Перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам нужно разделять на разные закупки.

Срок исполнения обязательств по таким контрактам должен составлять не более 10 лет.

Если заказчик не может выполнить перечисленные требования в части формирования лотов, например сформировать нужное их количество или закупить разные виды маршрутов отдельными лотами, он может обратиться в Управление ФАС с обоснованием невозможности провести закупку с соблюдением этих правил. Если контрольный орган разрешит провести закупку иначе, это не будет считаться ограничением конкуренции и количества участников закупки. При этом изменять условия о сроках исполнения обязательств по контракту и о максимальном размере обеспечения контракта нельзя.