Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в августе 2024 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон№ 44-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
 

  Ключевые положения: единый порядок предоставления преимуществ отечественной продукции: 


- механизм «второй лишний» при наличии предложения о поставке отечественной продукции;
- применение 15% преференции в отношении предложения отечественной продукции; 
- новый отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, со сроком предоставления до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.

 

  Предусмотрено, что Типовые положения о закупках товаров, работ, услуг: необходимо привести в соответствие с требованиями Закона №223-ФЗ; утвердить и разместить в ЕИС до 1 декабря 2024 года (Положения о закупках - до 1 января 2025 года).
 

  В Закон № 44 ФЗ и Закон № 360 ФЗ также внесены изменения в части: 
- переноса на 01.04.2025 срока вступления нормы о заключении соглашений об изменении (расторжении) контракта с использованием единой информационной системы в сфере закупок 
- переходных положений по заключению цифровых контрактов с единственным поставщиком Закон вступает в силу с 01.10.2024, за исключением отдельных положений. 

 

Начало действия: 01.10.2024 (за исключением отдельных положений).

 

2. Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
 

  Увеличены размеры госпошлин за обращение в арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
 

  В частности, размер госпошлины при обжаловании решения антимонопольного органа в арбитражном суде увеличен с 3 000 рублей до 50 000 рублей для юридических лиц, для физических лиц – с 2000 рублей до 15 000 рублей. Данные госпошлины будут применять к делам, возбужденным в суде соответствующей инстанции на основании заявлений и жалоб, направленных в суд с 9 сентября 2024 года.


Начало действия: 08.08.2024 (за исключением отдельных положений).

 

3. Федеральный закон от 29.05.2023 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статью 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


С 1 сентября 2024 года начнется лицензирование деятельности по дезинфекции и дезинсекции.

 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2024№ 1096 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137 и признании утратившим силу абзаца двадцать шестого подпункта «б» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2021 г. N 534»


  Постановление утверждает новые формы: счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

 

Начало действия: 01.10.2024.

 

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.08.2024 года № 2144-р.


  Утверждены «дорожные карты» по реализации Концепции совершенствования закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объёма на период до 2027 года.

 

  Мероприятия первой «дорожной карты» охватывают реализацию концепции в целом. Вторая «дорожная карта» посвящена созданию и ведению каталога, содержащего описание конкретных товаров, закупка которых проводится для государственных и муниципальных нужд в упрощённом порядке.
 

  Согласно первой «дорожной карте» подготовка унифицированной модели осуществления малой закупки должна быть завершена к октябрю 2024 года. 
 

  К этому же сроку в Правительство Российской Федерации должны быть представлены согласованные предложения по требованиям, которым должны соответствовать информационные системы, используемые для проведения малых закупок.
 

  Согласно второй «дорожной карте» в апреле 2025 года должен появиться единый каталог конкретных товаров. С его помощью заказчикам будет проще ориентироваться, и они смогут выбирать лучшее ценовое предложение.
 

  Концепция совершенствования закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объёма на период до 2027 года была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.06.2024 № 1636-р. 
 

Начало действия: 13.08.2024.


6. Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2024 № 2266-р


  С 1 января 2025 года корпорация МСП будет проверять больше заказчиков по Закону № 223-ФЗ.

 

  Правительство дополнит перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП.
 

  В список включат более 200 новых компаний. В их числе аэропорты, ресурсоснабжающие, научно-технические и другие организации. Ряд действующих позиций из перечня исключат.

 

7. Письмо Минфина России от 19.08.2024 № 24-06-06/77541.
 

  В ответе на запрос регулятор разъяснил, что: 
 

  в случае, если расчёты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, обеспечение исполнения контракта устанавливается заказчиком в размере от 0,5% до 30% от НМЦК, уменьшенной на размер такого аванса;
 

  если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона № 44-ФЗ, то размер обеспечения исполнения определяется в пределах от 0,5% до 30% от цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса. 

 

8. Письмо ФАС России от 14.08.2024 № 28/72903-ПР/24.


В ответе на обращение ведомство разъяснило: 

 

- закупочная деятельность АНО не попадает под действие Закона №223-ФЗ; 
 

- действующая редакция ст.15 Закона №44-ФЗ устанавливает условия, при наличии которых у АНО возникает обязанность соблюдения законодательства о контрактной системе; 
 

- с 1 января 2025 года при осуществлении организациями, в том числе АНО, закупок за счёт бюджетных средств, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством РФ предусматривают соблюдение положений Закона № 44-ФЗ, применяются положения, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2, 3, 5, 6 и пункте 7 (в ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе) части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ. 
 

  ФАС напомнила, что публично-правовое образование при учреждении юридического лица вправе самостоятельно выбрать его организационно-правовую форму (в т.ч. АНО). 

 

9. Письмо Минстроя России от 29.07.2024 № 42831-АВ/09.


  По мнению ведомства, постановление Правительства РФ от 09.08.2021 №1315, закрепляющее возможность изменения существенных условий строительных контрактов в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, не ограничено сроком действия. 

 

  Это позволяет на основании указанного акта производить перерасчёт цен по контрактам и в 2023, и в 2024 году. В письме также разъяснены нюансы применения коэффициента корректировки цены контракта. 
 

Документ: Письмо Минстроя России от 29.07.2024 № 42831-АВ/09.

 

10. Письмо Минфина России от 15.07.2024 № 24-06-09/65733.


  Специалисты Минфина России отметили, что положения Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783, не применяются к контрактам, по которым суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) были удержаны из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).

 

11. Письмо ФАС России от 24.05.2024 № МШ/44714/24.


  Отражение в решении по итогам рассмотрения жалобы нарушений в части установления в документации о закупке условий, приведших к неправомерному отклонению или неправомерной оценке заявки заявителя, не считается превышением полномочий антимонопольного органа в части рассмотрения жалобы в пределах заявленного довода. 

 

Ведомство также разъясняет:

 

- если в ходе рассмотрения жалобы установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений; 

 

- при оценке правомерности и объективности действий заказчика по отклонению заявки участника закупки либо необоснованному присвоению баллов участнику при проведении процедуры оценки необходимо установить причинно-следственную связь между соответствующими положениями документации и действиями заказчика; 

 

- в случае выявления нарушений в положениях документации, которые привели к необоснованному отклонению (ненадлежащей оценке) заявки участника закупки, такие материалы целесообразно передавать должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности на основании частей 7, 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

12. Письмо Минфина России от 07.08.2024 №24-06-09/73850.


  Минфин России напомнил, что по результатам электронной процедуры заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ней и на электронной площадке проект контракта, который должен содержать информацию и документы, перечисленные в п.1 ч.2 ст.51 Закона №44-ФЗ, включая иные документы (при наличии).


  Так, при формировании проекта контракта с использованием ЕИС в отношении информации, не сформированной в «структурированном виде», но подлежащей включению в контракт в соответствии с положениями статьи 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке иные документы, сформированные без использования ЕИС.

 

13. Письмо Росздравнадзора от 19.08.2024 № 01и-937/24.


  Росздравнадзор разъяснил нюансы закупок рентгеновских излучателей и техобслуживания компьютерных томографов
возможно проведение техобслуживания медизделий с использованием комплектующих или принадлежностей, не предусмотренных в технической и (или) эксплуатационной документации производителя. При этом безопасность использования должна быть подтверждена ФГБУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора;


информация о рентгеновских излучателях российского производства, успешно прошедших техиспытания и экспертизу, публикуется на сайте ФГБУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора;


действующим законодательством предусмотрен механизм приоритета закупок рентгеновских излучателей российского производства для компьютерных томографов (в Перечень постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 включены товары с кодом ОКПД2 26.60.11.130);


для реализации такого механизма заказчику не следует объединять в один лот работы по обслуживанию и поставки рентгеновских излучателей.

 

14. Письмо МЧС России от 26.08.2024 №ИГ-19-16-1045.


  МЧС России разъяснило вопрос возможности выполнения работ по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности не в регионе выдачи лицензии.

 

Из письма ведомства следует:


  по общему правилу, лицензиат вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Россия осуществляет свою юрисдикцию. Такую деятельность можно вести со дня, следующего за днём принятия решения о предоставлении лицензии;

 

  ведомство также обращает внимание: в разделе лицензии «место осуществления лицензируемого вида деятельности» должен быть указан адрес места нахождения лицензиата и (или) его филиала.
 

 

Дайджест август 2024