I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и официальные разъяснения.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2024 № 1009 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 871».
Постановление вносит изменения в критерии включения лекарственного препарата в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень), а также дополняет случаи исключения лекарственных препаратов из данного Перечня.
Начало действия: 06.08.2024.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2024 № 913 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. № 564».
Согласно внесенным изменениям, при проведении открытого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) среди субъектов малого и среднего предпринимательства, размер такой платы не должен превышать 2 тысячи рублей с учетом НДС.
Для самозанятых, применяющих НПД, и субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением определённых случаев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564, предельная сумма составляет 5 тысяч рублей без учета НДС.
Начало действия: 13.07.2024.
3. Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 № 896 «Об утверждении Правил формирования и использования цифровых паспортов промышленной продукции».
Каждому цифровому паспорту будет присваиваться числовой идентификатор, позволяющий однозначно определить промышленную продукцию, в отношении которой сформирован цифровой паспорт.
Цифровой паспорт будет размещаться в открытом доступе в ГИСП и доступен субъекту деятельности в сфере промышленности, в том числе с использованием личного кабинета.
Такие паспорта будут использоваться для совершенствования системы каталогизации продукции, формирования и предоставления мер господдержки.
Начало действия: 02.07.2024.
4. Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 № 895 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Внесены изменения в постановление от 30.04.2020 №616, а также постановление от 20.09.2017 №1135, утверждающее Правила отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов.
В постановлении №616 закрепили, что подтверждением включения сведений в реестр российской промышленной продукции является реестровая запись данного реестра, сформированная в ГИСП в соответствии с постановлением от 17.07.2015 №719.
В Правилах отнесения продукции к товарам, не имеющим российских аналогов, уточнили:
- какая продукция считается схожей;
- каковы критерии отнесения продукции к числу товаров, не имеющих отечественных аналогов;
- каковы особенности поиска схожей продукции в реестре и сравнения параметров.
Начало действия: 09.07.2024.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2024 № 894 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Согласно внесенным изменениям:
- подтверждением производства российской промышленной продукции является включение сведений в реестр российской промышленной продукции, размещаемый в государственной информационной системе промышленности;
- утверждены Правила формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, состав сведений, включаемых в реестр, порядок включения таких сведений в реестр и исключения их из реестра, в том числе размещения таких сведений в государственной информационной системе промышленности, и порядок предоставления сведений, включенных в реестр.
Ранее выданные заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации действительны до окончания установленного срока их действия.
Кроме того, постановление признает утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации.
Начало действия: 01.07.2024.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2024№ 888 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Внесены изменения в отдельные нормативные акты по вопросам госзакупок.
1. Изменениями, внесенными в Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084, уточняется перечень сведений, включаемых в реестр контрактов, составляющих гостайну.
2. В Правилах осуществления контроля, предусмотренного ч.5 и 5.1 ст.99 Закона №44-ФЗ, уточнили список документов, включающих контролируемую информацию. Проверка будет проводиться также на предмет непревышения цены контракта, указанной в выписке из проекта контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), над финансовым обеспечением, указанным в плане-графике (в отдельном приложении к нему).
3. Изменениями, внесенными в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1193, отложили применение нормы абз.2 пп. «3» п.10 Правил. Так, положение о том, что в реестр включается информация о наименовании объекта «строительной» закупки в соответствии со сметой контракта (ч.7 ст. 110.2 Закона №44-ФЗ), будет применяться с 1 января 2026 года.
Уточняется также, в отношении каких контрактов будут осуществляться проверки соответствия источника финансирования, и ряд иных моментов.
4. В Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1946 закрепили приостановление действия отдельных положений Правил ведения реестра контрактов до 1 января 2025 года.
Начало действия: 09.07.2024 (за исключением отдельных положений).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2024 №1972-р.
Утвержден список программ для ЭВМ, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров в 2025 году.
Речь идет о программах, созданных в России и странах ЕАЭС. В перечень включено 40 позиций. В качестве поисковой системы, используемой без дополнительных настроек (по умолчанию), утвердили поисковую систему Яндекс.
Начало действия: 01.01.2025.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.07.2024 №1899-р.
Определены единственные поставщики по закупкам школьных автобусов для регионов. Ими стали ООО «Автомобильный завод «НАЗ», ООО «КАВЗ», ООО «Ульяновский автомобильный завод» и ООО «Павловский автобусный завод». Заключать контракты с поставщиками в 2024 году будет Минпромторг России.
Утверждены также перечень субъектов Российской Федерации и объёмы поставок в регионы, которые станут собственниками транспортных средств. Доставка до региональных получателей будет производиться исполнителями.
Начало действия: 18.07.2024.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2024 №1800-р.
Уточнен список мероприятий, на которые можно тратить средства экономии, образовавшиеся по итогам закупок.
Речь идёт о закупках для государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
Поправками уточняется, что средства образовавшейся экономии можно направить на мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по модернизации школьных систем образования, созданию современной инфраструктуры для отдыха детей и их оздоровления путем возведения некапитальных строений, сооружений (быстровозводимых конструкций), а также при проведении капитального ремонта объектов инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления.
Начало действия: 10.07.2024.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.06.2024 №1636-р.
Правительство Российской Федерации продолжает совершенствовать механизм государственных и муниципальных закупок. По поручению Президента принято решение систематизировать порядок их проведения при небольших потребностях – до 600 тыс. рублей. Работа будет идти в рамках утверждённой Правительством Концепции совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объёма, рассчитанной на период до 2027 года.
Планируется создание цифровой платформы для обеспечения взаимодействия всех участников малых закупок и информационных систем, используемых для их проведения по всей стране.
Кроме того, концепция включает создание специального каталога с описанием конкретных товаров, чтобы заказчики могли проще ориентироваться и выбирать лучшее ценовое предложение. Также будут установлены единые требования к информационным системам, используемым для проведения таких процедур, особенно в части надёжности и безопасности, и возможность обжаловать результаты.
11. Приказ Минстроя России от 22.03.2024 № 206/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 341/пр».
Внесены изменения в требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Внесены следующие изменения в приказ Минстроя России от 08.06.2018 № 341/пр (далее – Приказ № 341/пр):
- изменены отдельные положения Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
- утверждены новые редакции рекомендуемых образцов заключений государственной экспертизы;
- установлен срок действия приказа № 341/пр до 01.03.2028.
Начало действия: 29.07.2024.
12. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.05.2024 № 2276.
С 1 июля 2024 года утвержден новый порядок выдачи Минпромторгом России разрешения в отношении промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренных перечнем согласно приложению к постановлению № 616.
Кроме того, приказ признает утратившим силу приказ Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755.
Начало действия: 01.07.2024.
13. Письмо ФАС России от 25.07.2024 №ПИ/66040/24.
Из разъяснений ведомства следует, что:
- радиоэлектронная продукция - это изделия, выполняющие свои ключевые функции за счёт входящих в их состав электронных компонентов и модулей. Товары, не содержащие в составе электронные компоненты и модули, не попадают под указанное понятие. Поэтому на них не распространяются ограничения, установленные постановлением № 878;
- код ОКПД 2 состоит из 2-9 цифровых знаков. Если не происходит деление категории товаров (работ, услуг) на подкатегории, то 9 знак кода ОКПД 2 имеет значение «0». Когда деление производится, 9 знак кода ОКПД 2 имеет значение, отличное от «0»;
- при осуществлении закупки с кодом ОКПД 2 - 26.51.53.141 (анализаторы для диагностики in vitro) необходимо применять ограничения, установленные постановлением № 878, поскольку указанный код является детализированным по отношению к коду ОКПД 2 - 26.51.53.140, содержащемуся в постановлении №878.
Таким образом, с учётом иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования, закупка анализаторов должна производиться с применением постановления №878. Однако, при этом необходимо учитывать содержание понятия радиоэлектронной продукции и соотносить его с закупаемым товаром.
14. Письмо ФАС России от 23.07.2024 г. № ПИ/65002/24.
ФАС России поддержала позицию Минфина России, изложенную в письмах от 17.06.2020 г. № 24-03-07/51940 и от 03.03.2023 г. № 24-06-06/17938. Основные тезисы письма: в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ; основания для заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствуют.
15. Письмо ФАС России от 10.07.2024 № МШ/60841/24.
По мнению ведомства, преимущества, установленные статьей 29 данного Закона, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе региональные.
Кроме того, разъясняется норма о предоставлении общероссийскими общественными объединениями инвалидов в Минюст информации о создании (прекращении деятельности) своих отделений (территориальных подразделений).
16. Письмо Минпромторга России от 03.07.2024 № КА-69129/20.
В перечень автомобилей, которые государственные и муниципальные служащие должны использовать в приоритетном порядке, включили:
Lada Largus;
ГАЗель NEXT, ГАЗель NN, ГАЗ Соболь и Соболь NN;
XCITE X-Cross 7.
Теперь в актуальной редакции списка 14 брендов и более 40 моделей.
17. Письмо Минпромторга России от 05.07.2024 №70351/11.
Запрет на указание заказчиком дополнительных характеристик, которые не предусмотрены позицией КТРУ, распространяется в т.ч. на закупки радиоэлектронной продукции, включённой в перечень такой продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска для целей госзакупок по постановлению № 878.
Это означает, что критериями для запрета на указание заказчиком дополнительных характеристик выступают установление ограничения на допуск иностранной продукции в рамках соответствующего механизма по постановлению № 878, а также в случае такого установления – наличие в позиции КТРУ характеристик.
Ведомство пояснило, что заказчик при этом должен учитывать понятие радиоэлектронной продукции, сформулированное в постановлении №878. Таковой считается изделие, выполняющее свои ключевые функции за счёт входящих в его состав электронных компонентов и модулей.
Запрос в Минпромторг, на который даны разъяснения, касался конкретного товара, который включён в КТРУ (защитного чехла для датчика УЗИ), но позиция Каталога не содержит описания.
В этой связи Министерство рекомендовало проверять на наличие у закупаемого объекта признаков радиоэлектронной продукции. При наличии таковых и включении объекта в перечень, утвержденный постановлением №878, устанавливать механизм ограничения допуска иностранного товара.
18. Письмо Минфина России от 18.06.2024 № 24-06-07/56102.
Минфин России указал, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в случае, предусмотренном в ч.5 ст.30 Закона № 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объёма такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Данный объём учитывается в объёме закупок, осуществлённых заказчиками у СМП, СОНКО в соответствии с ч.1 ст.30 Закона № 44-ФЗ, и включается в отчёт, указанный в ч.4 данной статьи.
Требование о привлечении соисполнителей из числа СМП, СОНКО при закупке по ч.5 ст.30 Закона № 44-ФЗ, если победитель – СМП в данном случае не предъявляется.
При этом в позиции 6 раздела II Формы отчёта нужно учесть объём, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.
19. Письмо Минфина России от 10.06.2024 № 24-08-08/53524.
Участник закупки формирует предложение о цене контракта с учетом всех накладных расходов, налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Следовательно, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником, независимо от применяемой им системы налогообложения. Сумма, предусмотренная контрактом, должна быть уплачена в полном объеме. Корректировка цены контракта, предложенной участником на упрощённой системе налогообложения (УСН), Законом № 44-ФЗ не предусмотрена.
Данная позиция подтверждалась специалистами Минфина России и ранее, в письмах от 14.03.2023 № 24-06-06/21248, от 07.05.2020 № 24-03-07/36958, от 15.05.2019 № 24-01-07/34829.
20. Письмо Минфина России от 10.06.2024 № 24-06-06/53522.
Специалисты ведомства указали, что условия допуска не применяют, если заказчик приобретает работы (услуги), при выполнении которых поставляется продукция. Приказ № 126н распространяется лишь на закупки товара, когда предмет контракта – поставка.