I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и официальные разъяснения.
1. Федеральный закон от 22.06.2024 № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесены изменения в статью 111.4 Закона № 44-ФЗ. Указанная статья предусматривает особенности осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами.
Слова «промышленной продукции на территории Российской Федерации» заменяются словами «российская промышленная продукция».
Внесены также поправки в иные законы, в т.ч. в Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Определены понятия «инжиниринговая деятельность (инжиниринговые услуги)» и «услуги в области промышленного дизайна».
На Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению порядка формирования единого реестра российских предприятий, осуществляющих деятельность в области разработки и производства беспилотных авиасистем и их комплектующих.
Вести такой реестр, а также реестр организаций сектора промышленного дизайна, инжиниринговых организаций, подтверждать их соответствие нормативным требованиям будет Минпромторг России.
Начало действия: 01.07.2024 (за исключением отдельных положений).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2024 № 859 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. № 2179»
Скорректирована методика расчёта суммы увеличения цен госконтрактов, в связи с ростом затрат на металлы, превышающим установленные индексы-дефляторы.
Имеются в виду контракты, действующие в 2020–2021 годах, где корректировка цены необходима в связи с ростом включаемых в себестоимость продукции затрат на металлы, когда такие затраты превышают установленные индексы цен.
Согласно поправкам, с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2026 года организации – головные исполнители поставок продукции по гособоронзаказу не будут предоставлять государственному заказчику сведения по установленной форме о предполагаемом увеличении цены контракта в связи с ростом цен на металлы.
Начало действия: 04.07.2024.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2024 № 858 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Внесенными изменениями устанавливается запрет на закупку аккумуляторов свинцовых для запуска поршневых двигателей иностранного производства, а также дополняется перечень товаров, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска, аккумуляторами свинцовыми, кроме используемых для запуска поршневых двигателей.
Соответствующие изменения внесены в следующие нормативные правовые акты: постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616, постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617, постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014.
Начало действия: 27.06.2024.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2024№ 794 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719».
Внесены изменения в требования к промышленной продукции для признания ее произведенной на территории России. Эти требования ранее были утверждены постановлением № 719 от 17.07.2015 года «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
Новое постановление уточняет список промышленной продукции и систему ее оценки по балльной шкале в разделе V «Продукция энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности».
Заключения Минпромторга России, ранее выданные в отношении продукции, включенной в этот раздел, останутся действительными до окончания установленного срока их действия.
Начало действия: 13.06.2024.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.04.2024 № 938-р.
С 18 июня 2024 года начали действовать изменения в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) для медицинского применения. Нововведения были утверждены распоряжением Правительства РФ от 16 апреля 2024 г. № 938-р, вносящим коррективы в распоряжение от 12 октября 2019 г. № 2406-р.
В обновленный список ЖНВЛП вошли: сампэгинтерферон бета-1а; дивозилимаб; цефепим+сульбактам; ламивудин+фосфазид;тирозил-D-аланил-глицил-фенилаланил-лейцил-аргинина сукцинат.
6. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.05.2024 № 2276.
Утвержден порядок выдачи Минпромторгом России разрешения в отношении промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренных перечнем согласно приложению к постановлению № 616.
Кроме того, приказ признает утратившим силу приказ Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755.
Начало действия: 01.07.2024.
7. Письмо ФАС России от 17.06.2024 № ПИ/52337/24.
ФАС России разъяснила, как должен оформляться сертификат СТ-1 для целей применения в госзакупках. Ведомство изучило приказ ТПП РФ от 10.04.2015 №29, регулирующий порядок выдачи сертификатов о происхождении товаров для целей осуществления госзакупок, и сравнило документ с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 об ограничениях и условиях допуска отдельных медизделий. ФАС России указала:
внесение в графу №5 сертификата СТ-1 записи «Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд» не предусмотрено законодательством РФ;
положения приказа ТПП РФ №29 по включению такой записи в сертификат являются неправомерными. При этом сертификаты, выданные Торгово-промышленной палатой без указанной записи, ограничивают возможность хозяйствующих субъектов участвовать в госзакупках с товаром отечественного производства, что может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства;
сам сертификат СТ-1 является подтверждением страны происхождения медицинских изделий, никакие иные отметки не регулируют вопрос допуска товара к государственным и муниципальным закупкам;
данные разъяснения справедливы и в отношении сертификатов СТ-1, подтверждающих происхождение лекарств из Перечня ЖНВЛП.
8. Письмо Казначейства России от 05.06.2024 № 07-04-05/21-15423.
Казначейство России представило обзор недостатков и нарушений в бюджетной сфере
Обзор должен быть учтён в деятельности заказчиков – получателей бюджетных средств. Заказчикам следует принять меры по предупреждению аналогичных нарушений в будущем, либо своевременно устранить выявленные недочёты – говорится в сопроводительном письме.
В части госзакупок контролёры обращают внимание на следующие нарушения:
оплачивались первичные учётные документы, содержащие фактически не выполненные объёмы работ и не поставленные товары (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);
стоимость принятых работ по актам о приёмке отражалась в бухгалтерском учете позднее установленного срока (ст. 162, 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9 Закона о бухучёте);
не предъявлялись и не начислялись исполнителям по государственным контрактам неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств (ч. 6, 7 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);
суммы неустоек, выставленных за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров), не отражались в бухгалтерском учёте (нарушение Федеральных стандартов бухучёта для организаций госсектора);
допускались задержки оплаты по госконтрактам (ч. 13.1 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 94, ч. 6.1 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ);
при определении и обосновании НМЦК использовалась информация о ценах, полученная от лиц, не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, либо учитывалась информация о ценах с коммерческими и финансовыми условиями, не сопоставимыми с условиями планируемой закупки (ч. 3, 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен осуществлялось на основании только коммерческих предложений, без применения всех комплексов мер, предусмотренных законодательством о контрактной системе, что приводило к завышению НМЦК (ст. 22 Закона №44-ФЗ).
Обзор предусматривает и ряд иных выявленных нарушений, а также содержит положительную практику получателей бюджетных средств, направленную на их предупреждение.
9. Письмо Минфина России от 31.05.2024 № 24-06-07/50609.
Минфин России дал разъяснения для победителей госзакупок, которых исключили из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП). Согласно мнению ведомства, исполнители госконтрактов не обязаны привлекать субподрядчиков из числа СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), если на момент заключения контракта они имели статус малой компании, но утратили его в процессе выполнения обязательств.
Это правило распространяется на случаи, когда в извещении о закупке содержится требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Минфин подчеркивает, что обязательства по привлечению таких субподрядчиков сохраняются только при наличии соответствующего статуса на момент заключения контракта.
10. Письмо Минфина России от 31.05.2024 № 02-05-09/50829.
Минфин России дал разъяснения по поводу принятия бюджетных обязательств, связанных с затратами на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных служащих. В дополнение к письму от 27 мая 2024 года № 02-11-09/48759, ведомство уточнило коды бюджетной классификации (КБК) для закупок, по которым контракты могут быть заключены после 1 июня текущего финансового года.
Согласно пункту 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496, предусмотрена возможность заключения отдельных госконтрактов после 1 июня текущего финансового года.
В письме указано, что расходы, осуществляемые в пределах доведенных до 1 июня текущего года лимитов бюджетных обязательств по КБК, содержащих направление расходов 92040 «Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих», могут быть отнесены к исключениям, предусмотренным в подпункте «о» пункта 11 постановления № 1496.
11. Письмо Минфина России от 27.05.2024 № 24-06-09/48613.
Постановлением Правительства № 1005 утверждены дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ. Документ определяет типовые формы независимой гарантии для обеспечения заявок на участие в закупке и исполнения контракта.
Независимая гарантия должна соответствовать типовым формам и условиям, установленным гражданским законодательством и ст. 45 Закона № 44-ФЗ, с учетом дополнительных требований, перечисленных в абзаце 1 постановления.
Согласно примечаниям 1 и 9 к п. 16 типовых форм независимых гарантий, такие гарантии могут содержать дополнительные условия (при наличии), которые не должны противоречить положениям извещения о закупке, приглашения к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке (если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация), или проекта контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Независимая гарантия для целей Закона № 44-ФЗ должна быть составлена по типовой форме и на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона № 44-ФЗ, с учетом дополнительных требований.
12. Письмо Минфина России от 27.05.2024 № 02-11-09/48759.
Минфин России дополнил письмо от 04.03.2024 № 02-11-09/19518, разъяснив коды бюджетной классификации (КБК) в части закупок, по которым контракты могут быть заключены после 1 июня текущего финансового года.
Ведомство представило уточнённую информацию о КБК для закупок, на которые не распространяются сроки принятия бюджетных обязательств, установленные пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496.
Согласно пункту 11 Положения, государственные контракты по таким закупкам могут быть заключены после 1 июня. Обновлённые коды бюджетной классификации приведены в приложении к письму Минфина.
13. Письмо Минфина России от 15.05.2024 № 24-06-06/44276.
Минфин России в своем письме указал, что не все товары, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением № 878, имеют радиоэлектронный компонент и могут быть отнесены к радиоэлектронной продукции. В ответ на запрос о применении Постановления №878 Минфин России пояснил, что данный нормативный акт распространяется только на закупки тех товаров, которые включены в утвержденный Перечень. Это указано в пункте 3 Постановления №878.
14. Письмо Минфина России от 02.05.2024 № 24-06-06/40594.
Минфин России дал разъяснения по закупкам у единственного поставщика в отчете по СМП и СОНКО.
По мнению Минфина России, закупки у единственного поставщика по итогам несостоявшихся процедур не включают в расчет СГОЗ, если торги проводились на общих основаниях с условием о привлечении СМП и СОНКО на субподряд. Объем такого привлечения нужно учесть при определении минимальной доли закупок у СМП и СОНКО и включить в ежегодный отчет.