Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в мае 2024 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Федеральный закон от 29.05.2024 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
 

Расширен перечень заказчиков, применяющих закрытые конкурентные способы закупок по Закону №44-ФЗ.
В такой перечень включены: 
- Госкорпорация «Роскосмос», подведомственные ей государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, список которых утвердит Правительство России;
- компании, осуществляющие закупки за счёт субсидий из федерального бюджета или бюджетных инвестиций, предоставленных на основании соответствующих договоров (соглашений), если они содержат условие о применении закрытых конкурентных способов таких закупок при расходовании указанных средств.
Начало действия: 01.01.2025 (за исключением отдельных положений).

 

2. Федеральный закон от 29.05.2024 № 115-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.2 и 27 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Продлено действие особого порядка отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, к субъектам малого и среднего предпринимательства и их включения в Единый реестр МСП. Особый порядок продлен с 10 июня 2024 года до 10 июня 2025 года. 
  В новой редакции излагается статья 4.2 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в которой закреплены нюансы определения категории субъекта МСП для компаний из новых субъектов Российской Федерации.
Начало действия: 09.06.2024.

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2024 № 668 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1087».
 

Внесенные изменения предусматривают: 
- уточнённый порядок отправки извещения о начале работ (через портал Госуслуг, информационную систему Ростехнадзора, а в случае наличия гостайны – на бумажном носителе); 
- изменение сроков и способов направления программы проверок, заключений о соответствии, решений об отказе в выдаче заключения.
Начало действия: 01.09.2024.

 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 645 «Об утверждении Правил маркировки велосипедов и велосипедных рам средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении велосипедов и велосипедных рам».
  Утверждены Правила маркировки велосипедов и велосипедных рам средствами идентификации, а также особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении данной товарной группы. 
   Постановление также устанавливает, что обязанность по предоставлению в информационную систему мониторинга сведений о маркировке велосипедов и велосипедных рам может быть исполнена участниками оборота путем предоставления документов о приемке, предусмотренных частью 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. 
Начало действия: 01.09.2024, за исключением отдельных положений.

 

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2024 № 627 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2021 г. № 555».
Внесенными изменениями предусмотрено:


- возможность посредством указанного информационного ресурса создавать, обрабатывать и хранить запросы региональных органов в сфере здравоохранения и подведомственных им медицинских организаций по вопросам формирования резерва лекарственных препаратов;
- отражение в нём сведений о деталях подобных запросов (включая обоснование потребности, схемы лечения, данные о должностных лицах, подписавших и согласовавших запросы);
- указание информации о резерве (факте закупки препарата в резерв, в т.ч. реквизитов контракта, даты поставки, серии лекарственного средства и сроке годности).
Сведения в части закупок будут предоставляться в информационный ресурс в течение трёх рабочих дней со дня поступления документов – оснований произведённых закупок и фактов поставки.
Начало действия: 01.07.2024 года (за исключением отдельных положений).

 

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2024 №610 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719».
Постановление корректирует перечень промышленной продукции и ее бальную систему оценки в следующих разделах: 
II «Продукция автомобилестроения»;
III «Продукция отрасли специального машиностроения»;
V «Продукция энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности»;
VII «Медицинские изделия»; 
XI «Продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности»; 
XVII «Продукция отрасли легкой промышленности».
Ранее выданные заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении продукции, включенной в раздел II, III, V, VII, XI и XVII указанных требований, будут действительны до окончания установленного срока их действия. 
Начало действия: 17.05.2024 (за исключением отдельных положений).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2024 № 590 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719».
Внесены изменения в отдельные позиции раздела «VII. Медицинские изделия» приложения к требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенных на территории Российской Федерации.
Ранее выданные заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении продукции, включенной в раздел VII указанных требований, будут действительны до окончания установленного срока их действия. 
Начало действия: 10.05.2024.

 

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2024 №531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719».
  Внесены изменения в балльную оценку отдельных позиций раздела «XVIII. Продукция судостроения» требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенных на территории Российской Федерации.
  Кроме того, в Правилах выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации установлено, что при строительстве судов может быть использована иная продукция раздела «XVIII. Продукция судостроения», заключение о производстве на которую действительно на дату подписания акта приема-передачи такой продукции.
Начало действия: 05.05.2024.

 

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2024 №458 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708».
  Поправками уточняются требования к инвестору в целях заключения специального инвестиционного контракта, в части критерия иностранного участия в его деятельности.
   Если ранее специальные инвестиционные контракты не могли заключать подконтрольные офшорным компаниям инвесторы, то после принятия поправок участником специальные инвестиционные контракты на общих условиях нельзя будет стать при доле иностранного офшора более 25%. При этом инвестору или привлеченной им компании, доля офшора в капитале которых превышает 25%, теперь можно заключать специальные инвестиционные контракты без предоставления положенных участнику специнвестконтракта мер поддержки (специальные инвестиционные контракты помимо статуса российской продукции и допуска к госзакупкам предполагает предоставление налоговых льгот, особых условий аренды земельных участков и доступа к инфраструктуре).
Начало действия: 20.04.2024.


10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 1254-р.
  Определены условия контрактов, заключаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации на поставку беспилотных авиасистем (далее – БАС). Единственным поставщиком такой продукции определено Акционерное общество «Государственная транспортная лизинговая компания», которое осуществит поставки БАС в целях реализации государственного гражданского заказа на беспилотные авиасистемы в рамках одноимённого нацпроекта на основании решений региональных органов власти. 
Определены условия, которые следует включать в госконтракты на поставку БАС:
- обязательство единственного поставщика исполнить контракт лично, в т.ч. лично приобрести продукцию для последующей передачи заказчику у производителей, прошедших специальный отбор по методике Правительственной комиссии; 
- включение сведений о БАС на дату поставки в реестр отечественной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 №719, либо в евразийский реестр промышленных товаров государств – членов ЕАЭС; 
- передачу единственным поставщиком после поставки товара прав требований к производителю по гарантийному обслуживанию БАС; 
- списание единственному поставщику в полном объёме штрафных санкций.
Правительство Российской Федерации рекомендовало региональным органам власти заключать указанные контракты на условиях авансирования в размере 50% цены контракта, без установления обеспечения исполнения обязательств, в т.ч. гарантийных, и предусматривать возможность изменения существенных условий на случай форс-мажора. Единственный поставщик сможет направлять заказчику предложение об изменении существенных условий контракта. При получении мотивированного отказа заказчика такой контракт должен быть расторгнут по соглашению сторон. 

 

11. Письмо Федерального казначейства от 17.05.2024 №07-04-05/03-13389.
  Разъяснен порядок действий получателей бюджетных средств по Положению о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 №1496. 
Из письма ведомства следует, что: 
- федеральные получатели бюджетных средств должны до 1 июня завершить расчёты по госконтрактам, которые необходимо оплатить в отчетном году за счет лимита бюджетных обязательств; 
- до 31 мая нужно подать в ТОФК распоряжения о совершении казначейских платежей и сведения о бюджетных обязательствах; 
- направить информацию о суммах, не подлежащих отзыву, следует до 6 июня. 
   Иные значимые сроки совершения действий, связанных с отзывом лимитов бюджетных обязательств, указаны в плане – графике. 
   Федеральное казначейство напомнило, что информация получателями представляется с использованием сервисов системы «Электронный бюджет», кроме сведений, составляющих государственную тайну. В последнем случае информация предоставляется в бумажном виде с приложением электронной копии документа на съемном машинном носителе. 

 

12. Письмо Минстроя России от 08.05.2024 № 26477-СМ/08.
  Минстрой России выпустил информационное письмо для участников строительной отрасли, касающееся процедурных моментов оформления корректировки рабочей документации, если она производится в соответствии с ч.1.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 
   Из письма Минстроя России следует, что:
- правила внесения изменений в проектную и рабочую документацию регламентированы разделом 7 ГОСТ Р 21.101-2020;
- изменением документа, ранее переданного заказчику, является любое исправление, исключение или добавление в него каких-либо данных без изменения обозначения этого документа (п. 7.1.2 ГОСТ Р 21.101-2020);
- любое изменение в документе, вызывающее какие-либо изменения в других документах, должно одновременно сопровождаться внесением соответствующих изменений во все взаимосвязанные документы (п. 7.1.4 ГОСТ Р 21.101-2020);
- заказчик, как правило, информируется о внесённых изменениях в сопроводительном документе по направлению ему изменённой документации (п. 7.5.8 Приложения А к ГОСТ Р 21.101-2020). В сопроводительном документе целесообразно указать о необходимости аннулирования ранее направленных соответствующих копий;
- при признании рабочей документации проектной документацией в силу части 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, листы разделов ранее разработанной проектной документации утрачивают силу и подлежат аннулированию.

 

13. Письмо Минфина России от 03.04.2024 № 24-06-09/30229.
  В ответ на вопрос, включается ли в позицию 5 Отчета СМП сумма неустоек, удержанных согласно п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ из оплаты по контракту, заключенному в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, Минфин России разъяснил следующее:
- подготовка Отчета и его составление осуществляются в соответствии с Требованиями к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238; 
- в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Требований в позиции 5 раздела II Отчета указывается объем закупок, рассчитываемый как сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п.1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). 
Таким образом, в позицию 5 раздела II Отчета подлежит включению объем фактически оплачиваемых в отчетном финансовом году СМП, СОНКО денежных средств по контрактам, заключенным с такими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в отчетном финансовом году либо предыдущих финансовых годах по результатам состоявшихся конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только СМП, СОНКО. 

 

14. Письмо Минфина России от 27.03.2024 N 24-06-09/27496.
  Минфин России разъяснил, что выдаваемые банками независимые гарантии в рамках Закона №44-ФЗ должны быть составлены ими по типовым формам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005, на условиях, определённых гражданским законодательством и статьёй 45 Закона № 44-ФЗ.
В целях реализации части 32 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ издано Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2022 № 1397, которым установлены, в том числе дополнительные требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП, типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении такой закупки.
  Учитывая изложенное, независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП, должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ, в том числе типовой форме и дополнительным требованиям, установленным Постановлением № 1397.