Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в апреле 2024 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и официальные разъяснения.
 

 

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2024 № 531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719».
 

Внесены изменения в балльную оценку отдельных позиций раздела «XVIII. Продукция судостроения» требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенных на территории Российской Федерации.
Кроме того, в Правилах выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации установлено, что при строительстве судов может быть использована иная продукция раздела «XVIII. Продукция судостроения», заключение о производстве на которую действительно на дату подписания акта приема-передачи такой продукции.
Начало действия: 05.05.2024.

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2024 № 399 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 339».
 

Постановление расширяет перечень случаев, при которых готовятся акты Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или местной администрации об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Возможность осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика появилась, в частности, для:
- реализации мероприятий и мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 19.10.2022 № 757;
- закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745;
- обеспечения экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов физических лиц в соответствии с Законами «О беженцах», «О вынужденных переселенцах»;
- выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- восстановления объектов, повреждённых (разрушенных) в результате боевых действий, актов агрессии против Российской Федерации.
Начало действия: 01.04.2024.

 

3. Постановление Правительства РФ от 28.03.2024 № 386 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
 

Постановление вносит изменения в Правила маркировки средствами идентификации следующих товаров:
- табачная и никотинсодержащая продукция;
- обувные товары;
- фототовары;
- товары легкой промышленности;
- парфюмерная продукция;
- шины;
- молочная продукция;
- упакованная вода.

 

В частности, постановление устанавливает, что обязанность по предоставлению в информационную систему мониторинга сведений о маркировке данных товарных групп может быть исполнена участниками оборота путем предоставления документов о приемке, предусмотренных частью 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, постановление признает утратившим силу некоторые положения постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2020   № 2099.
Начало действия: 01.09.2024, за исключением отдельных положений.

 

4. Постановление Правительства РФ от 27.03.2024 № 382 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719».
 

Внесены изменения в позицию «Лифты пассажирские» раздела «VI. Продукция тяжелого машиностроения» требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719.
Ранее выданные заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении продукции, включенной в раздел VI указанных требований, будут действительны до окончания установленного срока их действия.
Начало действия: 13.04.2024.

 

5. Распоряжение Правительства РФ от 16.04.2024 № 938-р. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) пополнился новыми наименованиями. 
 

В обновлённый перечень добавлены три комбинированных препарата, которые применяются для лечения больных с различными вирусными и бактериальными инфекциями и инфекционно-воспалительными заболеваниями. Это цефепим+сульбактам, ламивудин+фосфазид, тирозил-D-аланил-глицил-фенилаланил-лейцил-аргинина сукцинат. 
Кроме того, в перечень ЖНВЛП включены два новых лекарства, необходимые пациентам с рассеянным склерозом – сампэгинтерферон бета-1а и дивозилимаб. Также эти медикаменты пополнили перечень препаратов для лечения пациентов со сложными и редкими заболеваниями в рамках программы 14 высокозатратных нозологий. 
Всего в перечне ЖНВЛП – более 800 медикаментов. 
Начало действия: 19.06.2024.

 

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.03.2024 № 744-р.
 

Установлен перечень товаров, работ, услуг, информация о закупке которых не подлежит размещению на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – перечень).
 

Всего в перечень включили 144 вида товаров, работ и услуг. 
Указанный перечень включает в том числе: газы (ксенон, азот, кислород); компьютеры, их части и принадлежности; батареи и аккумуляторы; аппараты космические (в том числе спутники); услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения; услуги по страхованию грузов; средства связи, выполняющие функцию цифровых транспортных систем, и др.
Признан утратившим силу перечень, утвержденный распоряжением от 30.06.2015 № 1247-р.
Начало действия: 29.03.2024.

 

7. Приказ Министерства культуры РФ от 20.03.2024 № 509 «Об утверждении перечня и упрощенного порядка проведения работ по ремонту объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия (за исключением зданий и мемориальных квартир), увековечивающих память о событиях, об участниках и о жертвах Великой Отечественной войны».
 

Приказом утверждены:
- перечень работ по ремонту объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленных объектов культурного наследия (кроме зданий и мемориальных квартир), увековечивающих память о событиях, об участниках и о жертвах Великой Отечественной войны;
- упрощённый порядок проведения работ по такому ремонту.
Установлено, что для проведения работ по ремонту данных объектов не требуется наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. В выполнении работ могут принимать участие добровольцы (волонтёры).
До начала осуществления и по завершении работ подрядчик обязан передать соответствующую информацию (уведомление, отчёт) в орган охраны объектов культурного наследия.
Начало действия: 01.09.2024 и действует до 01.09.2029.

 

8. Приказ Минстроя России от 30.01.2024 № 55/пр «О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 421/пр».
 

Приказом внесены следующие изменения в Методику определения сметной стоимости по закупкам в сфере строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.08.2020 № 421:
- уточнен порядок затрат на определение сметной стоимости строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также на осуществление функций застройщика и технического заказчика;
- скорректирован порядок определения сметной стоимости строительства;
- изменены отдельные положения порядка расчета индексов изменения сметной стоимости;
- уточнен порядок внесения изменений в сметную документацию.
Начало действия: 09.04.2024.

 

9. Письмо Минфина России от 05.04.2024 №24-06-06/31205.
 

В ответ на запрос, касающийся определения цены контракта в случае закупки услуг по бронированию билетов, регулятор разъяснил: 
- если количество товаров, работ, услуг невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает единичные расценки (ч.24 ст. 22 Закона №44-ФЗ); 
- специфика закупки по бронированию билетов состоит в невозможности установления цены единицы услуги, поскольку она включает, в т.ч. фактическую стоимость билета, которая не имеет фиксированной цены на момент заключения контракта; 
- к таким закупкам нельзя применить ч.24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ (правило о закупке по цене единицы услуги). 

 

10. Письмо Минфина России от 03.04.2024 №24-06-09/30263.
 

Из разъяснений следует, что закупки, осуществляемые в соответствии с ч.12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в электронной форме, по результатам которых в том числе заключается контракт о предоставлении права на использование программы для ЭВМ и (или) базы данных, не учитываются в составе годового объёма закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 и 5 ч. 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

 

11. Письмо Минфина России № 24-06-06/25415 от 21.03.2024.


Из письма ведомства следует, что: 
- на основании части 64.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ у заказчика есть временное (действующее до конца текущего года) право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств; 
- положения данной нормы не применяются, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчёты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению. 
Таким образом, в случае если в соответствии с положениями части 64.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ заказчиком не установлено требование обеспечения исполнения контракта, антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона, предусмотренные статьей 37 Закона № 44-ФЗ, не применяются.