Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в марте 2024 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Постановление Правительства РФ от 28.03.2024 № 386 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
Постановление вносит изменения в Правила маркировки средствами идентификации следующих товаров:
- табачная и никотинсодержащая продукция;
- обувные товары;
- фототовары;
- товары легкой промышленности;
- парфюмерная продукция;
- шины;
- молочная продукция;
- упакованная вода.
В частности, постановление устанавливает, что обязанность по предоставлению в информационную систему мониторинга сведений о маркировке данных товарных групп может быть исполнена участниками оборота путем предоставления документов о приемке, предусмотренных частью 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, признаны утратившим силу некоторые положения постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2020  № 2099.
Начало действия: 01.09.2024, за исключением отдельных положений.


2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 338 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Утверждены минимальные требования к членам СРО, осуществляющим инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, отдельных объектов атомной энергетики.
Минимальные требования определены в разрезе каждого из перечисленных видов деятельности. 
Они касаются как персонала и его квалификации, так и наличия у члена СРО материальных ресурсов, а также документации, регламентирующей процедуру контроля качества выполняемых работ.
Начало действия: 01.09.2024.
Срок действия документа ограничен 01.09.2030.

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2024 № 317 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719».
Вносятся следующие изменения в требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее – требования):
- внесены изменения в разделы «II. Продукция автомобилестроения» и «IX. Продукция радиоэлектроники»;
- скорректирован расчет баллов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- введена балльная система оценки подтверждения уровня производства на территории Российской Федерации для некоторых видов продукции автомобилестроения и радиоэлектроники.
Ранее выданные заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении продукции, включенной в разделы II и IX указанных требований, будут действительны до окончания установленного срока их действия.
Начало действия: 21.03.2024, за исключением отдельных положений. 

 

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2024 № 512-р.
Утверждена межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2024-2028 годы.
Разработчиком и ответственным исполнителем программы стала ФАС России. Контроль за реализацией программы осуществляет Правительство Российской Федерации.
В числе мероприятий, предусмотренных программой:
- разработка и создание ГИС «Антикартель», её внедрение в работу антимонопольных органов;
- проведение межведомственных обучающих семинаров по борьбе с антиконкурентными соглашениями;
- изучение иностранного опыта по борьбе с картелями;
- организация межведомственного взаимодействия по выявлению, пресечению и расследованию антиконкурентных соглашений.

 

5. Приказ Минстроя России от 09.01.2024 № 1/пр «Об утверждении Методики определения стоимости работ по инженерным изысканиям».
Документом установлены:
- нормативные затраты, учитываемые при определении стоимости работ по инженерным изысканиям; 
- порядок составления сметы на указанные работы;
- особенности учёта отдельных видов затрат при расчёте стоимости работ;
- ряд иных положений.
Начало действия: 22.03.2024.

 

6. Приказ Федерального казначейства от 28.12.2023 № 26н «Об утверждении Порядка представления доверенностей в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1, пунктом 2 части 3 статьи 17.2 и пунктом 2 статьи 17.3 Федерального закона «Об электронной подписи», и особенностей их хранения в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство».
Приказом предусматриваются:
- порядок представления в информационных системах Федерального казначейства машиночитаемых доверенностей;
- особенности хранения доверенностей, подтверждающих полномочия на подписание электронных документов.
Порядком установлено, что доверенности, подтверждающие полномочия представителей на подписание электронных документов в иных информационных системах, передаются Федеральным казначейством на хранение в иные информационные системы при наличии соглашения об информационном обмене между данным ведомством и оператором таких информационных систем.
Начало действия: 10.03.2024.

 

7. Письмо ФАС России от 26.03.2024 №28/25182/24.
ФАС России разъяснила, кто отвечает за соответствие независимой гарантии требованиям законодательства о контрактной системе.
Такую ответственность несёт банк, выдавший гарантию, а не победитель закупки. Механизм контроля за действиями банков в таких случаях предусмотрен в ч.2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
Ведомство также обратило внимание на то, что по Закону №223-ФЗ банки не отнесены к субъектам контроля.
Поэтому проведение контрольных мероприятий в отношении действий банка, выдавшего ненадлежащую банковскую гарантию для целей участия в закупке по Закону №223-ФЗ, не может быть осуществлено.

 

8. Письмо Минфина России от 18.03.2024 № 24-06-09/23917.
Как отмечают в своем письме специалисты Минфина России, в приложениях к приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержится позиция с кодом ОКПД 2 26.20.18.000 «Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений». 
Вместе с тем позиция с указанным кодом исключена из классификатора ОКПД 2 в связи с детализацией группировки 26.20.18.
Поэтому при осуществлении закупки с кодом ОКПД 2 26.20.18.120 условия допуска, установленные Приказом № 126н, не применяются.

 

9. Письмо Минфина России от 18.03.2024 № 24-06-06/24003.
Согласно письму ведомства:
- если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, то итоговая стоимость каждой позиции может быть пересчитана заказчиком пропорционально коэффициенту снижения от цены позиции товара, рассчитанной при определении НМЦК, при условии, что такая цена позиции товара была указана в извещении об осуществлении закупки;
- полученная итоговая стоимость позиций товара и общая итоговая цена контракта вносятся в проект контракта, направляемого победителю закупки;
- участник закупки, с которым заключается контракт, направляет протокол разногласий в случае наличия разногласий в отношении информации, включённой в проект контракта в соответствии с п.1 ч.2 ст.51 Закона № 44-ФЗ, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки. 

 

10. Письмо Минфина России от 14.03.2024 № 24-06-06/22805.
В случае заключения контракта с организацией инвалидов, цена контракта должна быть увеличена на 15% от цены, предложенной таким участником закупки (ч.1 ст. 28 Закона № 44-ФЗ). В случае заключения контракта с победителем, предложившим иностранный товар, цена контракта должна быть снижена от цены, предложенной победителем (пп. «а» пп 1.3 п.1 Приказа № 126н).
В связи с этим ведомство сообщило, что, при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, предложившим товар иностранного происхождения, в отношении которого применяются условия допуска, предусмотренные Приказом № 126н, контракт заключается по цене, предложенной таким участником, с учетом применения к такой цене положений как статьи 29 Закона № 44-ФЗ, так и Приказа № 126н.

 

11. Письмо Минфина России от 11.03.2024 № 24-06-06/21161.
В своем письме ведомство сообщает, что в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек. При этом контракт может содержать условие об удержании суммы неисполненных требований из суммы оплаты по контракту. Если контрактом предусмотрено такое условие, заказчик обязан осуществить удержание.
Также Минфин России сообщил, что заказчик обязан списать неустойки по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 (далее – Правила), если для этого есть подходящее основание. При этом указанные Правила устанавливают порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

 

12. Письмо Минпромторга России от 22.02.2024 № КА-17718/2.
Минпромторг России представил актуальный перечень автомобилей российского производства, использование которых для целей государственной и муниципальной службы является приоритетным.
Расширен перечень автомобилей отечественного происхождения, приоритетное использование которых должно быть обеспечено государственными и муниципальными служащими в служебных целях.
Список дополнился следующими брендами:
KAIYI (модели: E5, X3 Pro, X3, X7);
BAIC (модели: U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7);
АМБЕРАВТО (модель: А5);
SWM (модели: G05 Pro, G01);
CITROEN (модель: C5 AIRCROSS);
СОЛЛЕРС (модель: ST6);
а также отдельными моделями брендов бренд Evolute, Haval.
Документ: Письмо Минпромторга России от 22.02.2024 № КА-17718/2.

 

 

II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Письмо Минфина России от 04.03.2024 № 24-07-08/19288.
Даны разъяснения по вопросу корректировки годовых отчетов закупок у СМСП после 1 февраля. Минфин России относительно таких корректировок годового отчета напомнил:
- заказчик может вносить изменения в размещённую в ЕИС информацию о годовом объёме закупок у субъектов МСП по Закону №223-ФЗ, предельные сроки для этого нормативно не установлены;
- факт внесения изменений в годовой отчёт сам по себе не влечёт автоматического признания ранее размещённой информации недостоверной;
- такая информация может быть признана недостоверной в каждом случае отдельно исходя из фактических обстоятельств;
- неразмещение в ЕИС информации или размещение недостоверной информации о годовом объёме закупки у субъектов МСП может быть обжаловано в антимонопольный орган в соответствии с п.6 ч.10 и ч.12 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

 

2. Письмо Минфина России, Минцифры России и ФАС России от 13.03.2024 № 24-00-07/22259, № СК-П11-22106, № ПИ/20386/24.
В связи с поступлением вопросов об осуществлении в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупки российского программного обеспечения у его разработчика в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) ведомства сообщили, что заказчик вправе установить в положении о закупке случай осуществления закупки российского программного обеспечения у единственного поставщика, являющегося его разработчиком, а также условия, при которых заказчик применяет такой способ закупки, в том числе случай, предусматривающий осуществление закупки российского программного обеспечения у единственного поставщика, являющегося российской организацией, осуществляющей в качестве разработчика реализацию особо значимого проекта, включенного в перечни, утвержденные президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в соответствии с правилами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.05.2019 № 550, № 555.