Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в февраль 2024 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Опубликовано совместное письмо Минфина России и Минтранса России от 02.02.2024 № 24-01-07/9128 / АК-Д3-22/2123 по отдельным вопросам закупок в сфере регулярных перевозок.
В письме разъясняются особенности осуществления указанных закупок в части:
- определения НМЦК при закупке в сфере перевозок; 
- финансового обеспечения закупок в сфере регулярных перевозок; 
- изменения существенных условий контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок.

 

2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2024 №208-р определён единственный исполнитель по закупкам Федерального фонда обязательного медицинского страхования услуг модернизации ГИС ОМС.
ПАО «Ростелеком» будет выполнять работы (оказывать услуги) в целях модернизации ГИС ОМС, организации её взаимодействия с единой государственной системой в сфере здравоохранения. Исполнителю будет поручено развитие, внедрение сервисов ГИС ОМС и контроль за их эксплуатацией.
Не менее 70% совокупного стоимостного объема обязательств ПАО «Ростелеком» должно выполнить совместно с его дочерними и зависимыми обществами, из них минимум 5% — лично ПАО «Ростелеком».

В соответствии с указанным распоряжением закупки Федеральным фондом обязательного медицинского страхования соответствующих услуг будут осуществляться в 2024-2025 годах.
Предельный срок, на который заключаются соответствующие контракты, установлен до 31.12.2025 г.

 

3. Минпромторг России в письме от 17.01.2024 № ПГ-12-539В разъяснил случаи установления заказчиком запрета на допуск иностранного товара для целей госзакупок по постановлению №616.
В соответствии с пп. «б» п. 3 Постановления №616, запрет не устанавливается, когда осуществляется закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).
По мнению ведомства для решения вопроса о том, что такое «совокупность товаров», необходимо использовать 9-значный код ОКПД 2, т.е. рассматривать код до последней цифры.
Дополнительно отмечается, что в соответствии с ч.24 ст.22 Закона №44-ФЗ в случае, если количество поставляемых товаров (работ, услуг) невозможно определить, заказчик с учётом установленных требований к закупаемым товару (работе, услуге) и (или) нормативных затрат определяет начальную цену единицы товара (работы, услуги), начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает цену единицы товара (работы, услуги).
При этом положения Закона №44-ФЗ, касающиеся применения НМЦК применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом №44-ФЗ не установлено иное.

 

4.  В совместном письме Минстроя России и ФНС России № ЕД-17-31/216, № 3874-ИФ/00 от 26.01.2024 изложена совместная позиция по применению сервиса оценки юридического лица, который дает сведения о его финансово-хозяйственном состоянии.
Сервис позволяет минимизировать риски заключения контрактов на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий или строительство, реконструкцию, капремонт объектов с недобросовестными подрядчиками.
Методику оценки разработала ФНС на базе сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица». Она предусматривает двухэтапную оценку параметров финансово-хозяйственного состояния организации. Анализ деятельности проходит по 27 критериям. Его итог — выписка с данными по каждому критерию в личном кабинета налогоплательщика. Ее сформируют по запросу юрлица.
Любое юрлицо вправе представить такую выписку заказчикам, чтобы подтвердить свою репутацию. Заказчик может верифицировать выписку по ее QR-коду или уникальному коду через сайт ФНС и получить краткую информацию из нее.


5. Изменение госконтракта на регулярные перевозки при форс-мажоре: рекомендации Минфина и Минтранса.
По мнению ведомств, Закон N 44-ФЗ не ограничивает перечень непредвиденных обстоятельств, при которых можно менять существенные условия контракта на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электротранспортом.
Это допустимо в том числе в случаях, когда контракт нельзя исполнить на прежних условиях. Например, если изменились:
застройка территории;
конфигурация улично-дорожной сети;
схемы организации дорожного движения;
показатели транспортного спроса;
транспортные корреспонденции населения.
Корректировку осуществляют на основании решения правительства, высшего исполнительного органа власти региона или местной администрации в рамках:
общих норм (п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
спецнормы (ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

    
6. Совместным письмом Минздрава России и ФФОМС от 05.02.2024 № 31-1/И/2-1961, ФФОМС № 00-10-26-1-06/1966 даны разъяснения в части оплаты договора (контракта) лизинга медицинской техники за счёт ОМС.
Вопросы, связанные с затратами медицинских организаций на лизинг оборудования за счёт средств ОМС, урегулированы Правилами обязательного медицинского страхования, утверждено Приказом Минздрава России от 28.02.2019 №108н.
Поправки, внесённые в Правила приказом ведомства от 13.12.2022 №789н, вызвали у участников ОМС ряд вопросов, касающихся изменения источника финансирования финансовой аренды.
На лизинг из средств ОМС в год может быть потрачено не более 1 млн рублей на один предмет. При этом у медицинской организации в течение 3 месяцев не должно быть просроченной кредиторской задолженности по ОМС. При наличии долга соответствующие затраты не могут быть более 100 тыс. рублей.
Приказ №789н вступил в силу 10.01.2023. При этом ограничение платежа за один объект лизинга применяется в отношении соответствующих платежей, осуществляемых по договорам финансовой аренды, заключённым после этой даты. Исключение составляют контракты, заключённые после 10.01.2023 по результатам проведённых конкурентных закупок по Закону №44-ФЗ, которые были объявлены до вступления в силу Приказа №789н.


7. Федеральная антимонопольная служба России, своим письмом от 29.12.2023 № МШ/112518/23 дала разъяснения по вопросам принятия жалоб к рассмотрению при закупках со специальной правоспособностью.
Так, при поступлении жалобы от лица, которое не обладает необходимой специальной правоспособностью в отношении объекта закупки, контрольный орган размещает в реестре жалоб информацию об отказе в принятии обращения к рассмотрению, по существу.
Если речь идет о закупке, где установлено требование в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, то условием для подачи жалобы является наличие у заявителя опыта, предусмотренного дополнительными требованиями (Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).
В случае наличия в жалобе участника закупки доводов относительно неправомерного установления заказчиком вышеуказанных требований, и контрольным органом выявлены такие признаки, то жалобу рассмотрят в порядке гл. 6 Закона № 44-ФЗ.
Если жалоба содержит информацию о нарушении законодательства в сфере закупок в действиях субъектов контроля, или сотрудниками территориальных органов ФАС России самостоятельно установлены такие признаки в рамках анализа закупки, указанной в жалобе, эта информация является основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. 


8. Минфин России в письме от 02.02.2024 № 24-06-06/8447 разъяснил случаи, когда заказчики вправе списывать неустойки, штрафы, пени.
Ведомство рассказало, что необходимо учесть заказчикам и поставщикам, которые хотят списать неустойку, штрафы, пени по контракту.
Конкретный перечень оснований и условий, по которым можно списать неустойку, законодатели определили в Постановлении Правительства России от 04.07.2018г. № 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом". Речь идет о неустойке, которую начислили за ненадлежащее исполнение контракта, но еще не уплатили.
Прежде чем принять решение о списании неустойки, заказчик должен сверить расчеты по начисленным и неуплаченным неустойкам с контрагентом. Это делают по учетным документам, которые есть у заказчика.
Поставщик, подрядчик или исполнитель обязательно должен подтвердить наличие начисленной и неуплаченной неустойки. В противном случае принять решение о списании неустойки заказчик будет не вправе.

 

9. Распоряжением Правительства Российской Федерации (далее – Распоряжение) от 13.02.2024 № 318-р определен новый оператор единого агрегатора торговли.

14.02.2024 размещено Распоряжение от 13.02.2024 № 318-р, которое вносит изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 824-р «О создании единого агрегатора торговли».
Согласно изменениям новым оператором единого агрегатора торговли (далее – ЕАТ) определено АО «Единый агрегатор торговли».
 Кроме того, распоряжение устанавливает срок для размещения новым оператором регламента функционирования ЕАТ до 18.03.2024.

 

10. Позиция Верховного суда по обоснованию предлагаемой цены контракта в закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.

В соответствии с разъяснениями Верховного суда Российской Федерации, изложенных в Определении № 310-ЭС23-10279 по делу № А83-19605/2021 от 27.11.2023, документы, предоставляемые участником закупки во исполнение требований части 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ (если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на 25% и более ниже НМЦК, наряду с требованиями, предусмотренными статьей 37 закона № 44-ФЗ, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта), должны подтверждать реальную возможность поставки товара по предложенной таким участником цене контракта, иметь соответствующее обоснование заявленного снижения НМЦК, например, письменный расчет ценового предложения с учетом конкретных действующих договоров участника закупки с изготовителями (поставщиками), складские документы и т.п. 
Если указанные документы, обеспечивающие соблюдение требований части 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, победителем закупки не представлены заказчику, то его собственные гарантийные письма о готовности поставить товар, в отсутствие иных документов, подтверждающих обоснование значительно сниженной цены поставляемого товара на 25% и более, не могут быть приняты заказчиком в качестве достаточного обоснования стоимости контракта.

 

11. Минфин России дал разъяснения, что при описании объекта закупки сведения о доле вторичного сырья включается в извещение об осуществлении закупок в качестве приложения.

Минфин России в своем письме от 27.11.2021 №24-03-08/126782 от 27.11.2021 сообщил, что доля вторичного сырья, использованного при производстве закупаемого товара, указанного в пункте 2 особенностей, утвержденных указанным постановлением, не относится к характеристикам, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, в связи с чем указывается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в полном описании объекта закупки, включаемом в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в качестве приложения. 

 

12. ФАС в своем обзоре за декабрь 2023 года по Закону № 44-ФЗ отметила типичные ошибки, допускаемые заказчиками.
Отсутствие в ЕИС статуса «исполнение завершено» или «исполнение прекращено» в отношении контракта (договора), представленного в составе заявки участника закупки, не может свидетельствовать об отсутствии опыта у такого участника.
Формирование лота путем объединения товаров и услуг по их предоставлению на всей территории Российской Федерации приводит к необоснованному ограничению количества потенциальных участников закупки.
Установление в Порядке оценки положения о том, что к оценке принимаются контракты (договоры) по выполнению работ на объекте капитального строительства с определенной инфраструктурной принадлежностью, является неправомерным.
Недопустимо устанавливать требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи для оказания услуги массовых рассылок.
Сведения о товаре, размещенные в открытых источниках сети Интернет, являются справочными, в связи с чем не могут быть использованы для целей признания такого товара не соответствующим требованиям извещения.

 

13. Минфин и Минтранс в совместном письме дали разъяснения по вопросам обоснования НМЦК и изменения контрактов на регулярные перевозки по Закону № 44-ФЗ.
Ведомства разъяснили вопросы, касающиеся определения НМЦК в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, а также изменения существенных условий таких контрактов.

 

14. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило порядок соблюдения требований энергоэффективности при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ.

В своем письме от 27.12.2023 № 24-06-06/12692 ведомство указало: 
- при осуществлении закупок по 44-ФЗ при описании товаров устанавливаются требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, указанных в приложении к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221.

 

15. Опубликован Федеральный закон от 26.02.2024 № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статью 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Подписан и опубликован Федеральный закон от 26.02.2024 г. № 22-ФЗ, согласно которому:
срок начала действия лицензирования на услуги по дезинфекции перенесен с 01.03.2024 на 01.09.2024;
предусматривается разграничение предметов госсанэпиднадзора и лицензионного контроля за деятельностью по дезинфекции, дезинсекции и дератизации с 01.09.2024 на 01.03.2025;
срок получения лицензии по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения перенесен с 01.09.2024 на 01.03.2025. В случае не получения лицензии до данного срока, оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения будет запрещено.

 

16. Федеральная антимонопольная служба России, своим письмом от 21.02.2024 № ТН/14226/24 дала разъяснение применения постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 № 1771.

Ведомство разъяснило применения постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 № 1771 об утверждении особенностей госрегулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

 

 

II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Решение Верховного суда о внесении уклонившегося победителя закупки в РНП в случае, если заказчик должен был проводить закупку по Закону № 223-ФЗ, но из-за не размещенного вовремя Положения о закупках, проводил электронный аукцион по Закону № 44-ФЗ

Своим решением Верховный суд Российской Федерации согласился с решениями нижестоящих судов в том, что если Заказчик должен был проводить закупку по Закону 223-ФЗ, но вовремя не разместил Положение о закупках в ЕИС и, в связи с этим, проводил электронный аукцион по Закону № 44-ФЗ, в котором победитель аукциона уклонился от заключения контракта, то рассмотрение обращения заказчика о включении уклонившегося победителя закупки в РНП должно осуществляться не по Закону № 44-ФЗ, а по Закону № 223-ФЗ. В связи с чем Заказчик должен направить обращение в антимонопольный орган для включения информации об уклонившемся победителе закупки в РНП руководствуясь требованиями Закона № 223-ФЗ и Постановления Правительства России № 1211 от 22.11.2012, а не статьей 104 Закона № 44-ФЗ. 
Поэтому, если антимонопольный орган рассмотрел указанное обращение Заказчика о включении информации об уклонившемся от заключения контракта победителе закупки в РНП, поданное в соответствии со статьей 104 Закона №44-ФЗ, то решение антимонопольного органа подлежит признанию недействительным, поскольку Заказчик нарушил требования подпункта «а» пункта 7 части 5.1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ.