Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в январе 2024 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2357 внесены изменения в Постановления Правительства № 616, № 617.

Беспилотные авиационные системы включены в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства № 617.
Кроме того, внесены изменения в Постановление Правительства № 616, в соответствии с которыми конкретизирован запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд, происходящих из иностранных государств вертолетов грузовых и вертолетов пассажирских (ранее - вертолетов).

Начало действия: 29.12.2023.

 

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2381 приостановлено исполнение полномочий Минцифры России по централизованным закупкам офисного ПО в 2024 году.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2381 до 31.12.2024 приостановлены полномочия Минцифры России по осуществлению централизованных закупок офисного ПО в интересах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. 
Инициатором таких поправок стало Минцифры России. 

Начало действия: 07.01.2024.

 

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2384 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2023 № 223.

Согласно постановлению, до 31.12.2024 продлены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации, а также выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в рамках реализации проектов (объектов) с особым статусом. 

Начало действия: 30.12.2023.

 

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2024 № 1 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

Согласно внесенным изменениям, заказчики не применяют запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок транспортных средств Федеральной службой исполнения наказаний для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Начало действия: 18.01.2024.

 

5. Правительство Российской Федерации в Постановлении от 23.01.2024 № 50 определило размеры авансовых платежей в 2024 году.

До 31.12.2024 главные распорядители средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают авансовые платежи от 30 до 50 процентов суммы договора, государственного контракта, которые подлежат казначейскому сопровождению, но не более лимитов доведенных бюджетных обязательств.
Также до конца 2024 года продлеваются особенности авансирования договоров, государственных контрактов на проведение капвложений в объекты капстроительства госсобственности на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей.
Высшим исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять меры, обеспечивающие включение в заключаемы получателями средства бюджета субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) аналогичные условия.

 

6. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 №40-р утвержден перечень медизделий и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых по товарному знаку без эквивалента.

В соответствии со статьей 33 Закона №44-ФЗ утвержден перечень медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии.
В список вошли:
- глюкоза ИВД, реагент (код вида медизделия по НКМИ 248900);
- калоприемник для кишечной стомы однокомпонентный, закрытый (код вида медизделия по НКМИ 152450).
При осуществлении закупок такой продукции заказчики в силу подпункта «г» пункта 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ могут указывать в описании объекта товарный знак без сопровождения его словами «или эквивалент».
Указанный перечень принят впервые.
Правила формирования перечня определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2023 №1368.
Форма заявления о включении вида медизделия и спецпродуктов лечебного питания в указанный перечень утверждена приказом Минздрава России от 13.10.2023 №551н.

Начало действия: 17.01.2024.

 

7. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2024  № 121-р  определен единственный исполнитель по закупкам услуг связи для избирательных комиссий и школ на 2024 год.

Правительство Российской Федерации определило своим распоряжением, что исполнять контракты на оказание услуг по предоставлению доступа к информационным системам и сети Интернет для государственных и муниципальных образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, избирательных комиссий субъектов и территориальных избиркомов (с учётом потребностей пользователей) будет ПАО «Ростелеком».
Закупки будет осуществлять Минцифры Российской Федерации.
Контракты будут заключаться на следующих условиях:
- возможность привлечения субподрядчиков и соисполнителей при условии личного выполнения ПАО «Ростелеком» не менее 10% цены таких контрактов;
- использование при исполнении контракта телекоммуникационного оборудования преимущественно отечественного производства;
- предельный срок заключения госконтрактов – 31.12. 2024.

 

8. Законом Республики Беларусь от 04.01.2024 № 339-З ратифицировано Соглашение с Россией о признании банковских гарантий при осуществлении закупок.

Ратифицировано межправительственное Соглашение с Российской Федерацией о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных и муниципальных закупок, подписанное 28.09.2023.
Также согласно документу, Национальный банк Республики Беларусь определен уполномоченным органом по реализации Соглашения. Проект Соглашения ранее был одобрен распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2023 № 992-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок». 
Соглашение вступает в силу со дня получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами соответствующих внутригосударственных процедур.

 

9. Приказом ФАС России от 15.12.2023 № 1010/23 внесены изменения в приказ ФАС России от 13.10.2015 № 955/15, регулирующий координацию деятельности ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок.

Внесенными изменениями снижен с 1 млрд. до 700 млн. рублей минимальный ценовой порог (НМЦК) закупок по Закону № 44-ФЗ, жалобы, обращения по которым, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России (далее – ЦА ФАС России). 
Увеличен с 25 млн. до 300 млн. рублей минимальный ценовой порог (НМЦК) закупок по Закону № 275-ФЗ, жалобы, обращения, по которым рассматриваются ЦА ФАС России.
Установлено право на рассмотрение ЦА ФАС России жалоб и обращений, подлежащих рассмотрению территориальными органами ФАС. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. 

Начало действия: 09.01.2024.

 

10. Приказом Федеральной налоговой службы от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@ утверждены новые форматы счета-фактуры универсального передаточного документа в электронной форме.

Приказ утверждает новые электронные форматы:
-счета-фактуры;
-универсального передаточного документа, включающего счет-фактуру;
-универсального передаточного документа.
Ранее действовавший приказ Федеральной налоговой службы от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ признан утратившим силу. При этом установленные им форматы указанных документов будут действовать вместе с новыми до 01.04.2025.

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

 

11. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2023 № 968/пр внесены изменения в Методику определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами Российской Федерации.

Изменения, внесенные в Методику определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.06.2020 № 317/пр, устанавливают:
 приоритет для иностранных сметных нормативов ‎и (или) показателей, применяемых при определении стоимости работ, выполняемых иностранными специалистами при строительстве ‎или реконструкции объектов капитального строительства за рубежом;
особенности порядка учета усложняющих условий при строительстве атомных электрических станций.

 

12. Приказом от 29.12.2023 г. № 9896 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения прекратила действие лицензий по техническому обслуживанию медицинских изделий 2579 компаний.

Согласно принятым изменениям, компании должны были переоформить лицензию на техобслуживание медизделий до начала 2024 года. Все, кто не успел это сделать, лицензию потеряли.
Однако они могут продолжать осуществлять техническое обслуживание медоборудования для обеспечения собственных нужд, а также обслуживать медизделия с низкой степенью потенциального риска их применения, так как для такой деятельности лицензия теперь не требуется.
Правила лицензирования техобслуживания медизделий обновлены постановлением Правительства от 12.08.2023 № 1332.

 

13. Федеральное казначейство в письме № 07-04-05/21-38919 от 26.12.2023 привело примеры наиболее распространенных нарушений при исполнении контрактов по Закону № 44-ФЗ.                                                                                                                                                                                         

К ним относятся:
1. Продление сроков работ, при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов (независимых гарантий).
2. Неначисление заказчиками подрядчикам неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту.
3. Использование заказчиком при расчете НМЦК коммерческих предложений, содержащих несопоставимые с указанными в запросах о предоставлении ценовой информации условия в части сроков поставки товара.
4. Принятие и оплата заказчиком поставленного оборудования по контракту, которое не используется по назначению и находится в упаковке на хранении в отдельном помещении, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств.
5. Оплата первичных учетных документов (актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), содержащих фактически не выполненные работы. 
6. Не проведение экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ (оказания услуг), в части их соответствия условиям контрактов.

 

14. Минфин России в письме от 27.12.2023 №02-17-09/127461 разъяснил особенности осуществления закупок по Закону №44-ФЗ и Закону №223-ФЗ для участников бюджетного процесса - получателей субсидий.

Ведомство определило, по каким критериям следует решать вопрос о применении норм закупочного законодательства. Так, в части законодательства о контрактной системе обращается внимание на нормы ст.1, 3, 15 Закона №44-ФЗ, в силу которых:
он распространяется на участников бюджетного процесса, а также в случаях, установленных статьёй 15 Закона №44-ФЗ, на юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
ст. 15 Закона №44-ФЗ не предусматривает случая осуществления закупок некоммерческими организациями - получателями субсидий, предусмотренных в абз.2 п.2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (за исключением Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага) (ч.4.3 ст.15 Закона №44-ФЗ).
При решении вопроса о применении Закона №223-ФЗ следует учесть, что он распространяется на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объёме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов. Действие Закона №223-ФЗ распространяется на них в части особенностей осуществления закупок, предусмотренных статьёй 3.1 Закона №223-ФЗ (ч.5 ст.1 Закона №223-ФЗ).

 

15. ФАС России в письме от 29.12.2023 № ПИ/113129/23 подтвердила ряд позиций из практики контроля оценки заявок в строительных госзакупках.

Заказчики вправе оценивать опыт участников только из договоров генподряда. Такое условие можно закрепить в порядке оценки. Оно не противоречит закону.
При оценке опыта сопоставимых работ нельзя ограничивать предмет договора, который предусмотрен положением об оценке.
Речь идет о договоре на строительство, реконструкцию, капремонт и снос объекта капстроительства (в том числе линейного), а также работы по сохранению объекта культурного наследия. Это самостоятельный вид договора. Выбирать в нем отдельные работы недопустимо.

 

16. Минфин России в письме от 29.12.2023 № 24-01-10/128563 разъяснил вопросы осуществления закупок у единственного поставщика по решению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных Законом № 46-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2559. 

Минфин России сообщил, что с 25.12.2023 применению не подлежат установленные высшими исполнительными органами субъектов РФ в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ случаи и порядок осуществления закупок у единственного поставщика для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, находящихся на его территории муниципальных образований. 
Заказчики субъекта РФ и муниципальных образований не вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на основании вышеуказанных случаев и порядка с 25.12.2023. 
Заказчики, указанные в пункте 1 постановления Правительства РФ от 03.10. 2022 № 1745, вправе осуществлять в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства от 31.12.2022 № 2559 закупки у единственного поставщика товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение, и передавать такие товары (результаты работ, услуг) органам, уполномоченным Минобороны, МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН России и Росгвардии.

 

17. ФАС России в письме от 11.01.2024 № МШ/875/24 разъяснила, как подтвердить соответствие участника доптребованиям.

В письме ответили на три спорных вопроса, которые возникают у заказчиков в работе с доптребованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.
1. Вправе ли заказчик/участник подтвердить соответствие доптребованиям документами в виде приложения к заявке?
Нет, комиссия заказчика не вправе принимать документы, которые участник самостоятельно приложил к заявке для подтверждения соответствия доптребованиям. Такие документы передает заказчику только оператор электронной площадки (п. 3 ч. 6 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).
2. Вправе ли заказчик/участник подтвердить опыт строительства договором субподряда?
Нет, комиссия не вправе принимать договоры, по которым участник исполнял обязательства в качестве субподрядчика. Такими договорами нельзя подтвердить опыт по строительству или реконструкции объекта капстроительства. 
3. Вправе ли заказчик/участник подтвердить соответствие доптребованиям договором или контрактом со статусом «Исполнение» в ЕИС?
Да, комиссия вправе принять контракт или договор со статусом «Исполнение» для подтверждения соответствия доптребованиям. Если другой заказчик не разместил в ЕИС сведения об исполнении и не перевел контракт или договор в статус «Исполнение завершено», это не означает, что участник не имеет опыта выполнения работ. Главное, чтобы в ЕРУЗ у участника были размещены все обязательные документы, согласно постановлению № 2571.

 

18. Минфином России в письме от 25.01.2024 № 24-06-07/5751 разъяснил порядок применения Закона №44-ФЗ в отношении офшорных компаний, а также юридических и физических лиц, являющихся иностранными агентами.

Положения части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ обязывают заказчика при применении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, указанных в данной части, устанавливать единые требования к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией (пункт 10), не является иностранным агентом (пункт 10.1).
Минфином России в своём письме сообщает, что при получении информации о включении страны регистрации в офшорную зону, Казначейством России осуществляется исключение участника закупок из указанного реестра и прекращение регистрации такого участника в ЕИС с использованием технологических средств Единой информационной системы.
Заказчик, комиссия по осуществлению закупок, осуществляет следующие действия:
1?. анализирует выписку из ЕГРЮЛ в объёме, предусмотренном такой выпиской (комиссия получает сведения об учредителях или участниках юридического лица);
2?. проверяет декларацию участника о соответствии требованиям ст.31 Закона №44-ФЗ;
3?. проверяет на наличие сведений, содержащихся в реестре иностранных агентов.

Выявление несоответствия требованиям п.10 и п.10.1 ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ влечёт отстранение участника и отказ заказчика от заключения контракта.

 

 

II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2023  № 3965-р расширен список заказчиков, которых проверяют регионы в части СМСП в планах закупок по Закону № 223-ФЗ.

Правительство обновило перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП. Речь идет о тех, кого проверяют органы власти регионов. 
В список включили более 200 новых компаний и региональных учреждений. В их числе медицинские, жилищно-коммунальные, образовательные и другие организации. 
С 01.01.2024 года дополнили и список заказчиков, чьи документы проверяет Корпорация МСП.