Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в декабре 2023 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Федеральный закон от 25.12.2023 № 625-ФЗ «О внесении изменений в статью 98 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ, предусмотрено:
- право заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств за исключением случая, когда контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению (ч. 64.1 ст. 112);
- продлена возможность изменения существенных условий контрактов, заключенных до 01.01.2025, на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (ч. 65.1 ст. 112);
-  возможность изменения количества и цены контракта на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов не более чем на 30 % (ч. 65.2 ст. 112);
- возможность изменения существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком в соответствии с п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 65.3 ст. 112);
- возможность исключения из СГОЗ контрактов на закупку лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий при определении объёма закупок у СМП и СО НКО (ч. 71 ст. 112);
- права отдельных заказчиков не учитывать ограничение предельного годового объема малых закупок в 50 млн рублей (ч. 72 ст. 112);
- закупки у единственного поставщика в соответствии с иным законодательством (например, № 46-ФЗ) выведены из расчета объема закупок у СМП и СО НКО (п. 3 ч. 1.1 ст. 30).
В соответствии с изменениям, внесенными в Закон № 46-ФЗ, установлено:
- право пользоваться дополнительными случаями закупок у единственного поставщика в ст. 15 Закона № 46-ФЗ реализовано по-иному: части 1 и 2 утратили силу, введены новые части 2.1 – 2.3. В 2024 году дополнительные случаи закупки у единственного поставщика вправе установить: Правительство Российской Федерации; города федерального значения; высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - для нужд субъекта Российской Федерации и его муниципальных образований в отношении перечня товаров, работ, услуг, который определит Правительство Российской Федерации;
- продлено право Правительства Российской Федерации устанавливать иные случаи закрытых закупок и случаи неразмещения информации на официальном сайте ЕИС и в реестре контрактов (ч. 7 ст. 15);
- продлено право Правительства Российской Федерации устанавливать порядок и случаи изменения существенных условий строительных контрактов (ст. 18).
Начало действия: 25.12.2023, за исключением отдельных положений.

 

2. Федеральный закон от 25.12.2023 № 624-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основные изменения:
- участники закупок, зарегистрированные на территории государства-члена ЕАЭС, смогут временно формировать и направлять документы без использования ЕИС, в случае отсутствия квалифицированной электронной подписи. Норма касается документооборота в ходе исполнения контракта и при подаче жалоб, и действует до признания подписей соответствующими нормам Закона № 63-ФЗ (ст. 112 дополнена новой ч. 77);
- из статей 3, 5, 24, 93, 95, 105 исключено упоминание о том, что закупка по ч. 12 ст. 93 - «электронный магазин» - является закупкой у единственного поставщика (при этом она по-прежнему включена в ст. 93);
- заказчику предоставлено право осуществлять закупки на предоставление права использования программ для ЭВМ и баз данных в соответствии с ч. 12 ст. 93 («электронный магазин»);
- расширен перечень заказчиков, осуществляющих закупки у единственного поставщика для обеспечения своей деятельности за пределами Российской Федерации (п. 59 ч. 1 ст. 93);
- уточнены положения об обжаловании участником закупки действий субъектов контроля в рамках закрытых закупок (ч. 10 ст. 105);
- перенесен  срок вступления нормы о заключении цифрового контракта с единственным поставщиком до 01.01.2025, а также соглашений об изменении (расторжении) контракта с использованием ЕИС. 
Начало действия: 25.12.2023 (за исключением отдельных положений).

 

3. Федеральный закон от 12.12.2023 № 586-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
Порядок выдачи Торгово-промышленной палатой сертификатов о происхождении товаров, порядок и сроки удостоверения Торгово-промышленной палатой документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, устанавливаются Торгово-промышленной палатой Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в течение 15 дней с даты вступления закона в силу определит стоимость выдачи таких сертификатов и документов. Стоимость может быть изменена не чаще раза в год в пределах увеличения индекса потребительских цен.
Начало действия: 28.12.2023.


4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2023 № 2292 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719».
Внесены изменения в требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719:
- добавлены новые позиции в раздел «XXVI. Оборудование для производства и потребления сжиженного природного газа»;
- введена балльная система оценки подтверждения уровня производства на территории Российской Федерации для некоторых видов насосов, компрессоров, а также детандер-генераторов.
Начало действия: 25.02.2024.

 

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2023 № 2185 «Об утверждении Правил осуществления в 2024 году банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств».
Постановление утверждает: 
- порядок осуществления банками обособленного банковского сопровождения контрактов (договоров), расчеты по которым подлежат казначейскому сопровождению средств в 2024 году; 
- правила осуществления банками обособленного банковского сопровождения; 
- порядок информационного взаимодействия между банком и Федеральным казначейством при обособленном банковском сопровождении целевых средств. 
В частности, постановление устанавливает перечень условий, которые подлежат включению в контракты (договоры) при обособленном банковском сопровождении.
Начало действия: 26.12.2023.


6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2023 № 2171 «Об утверждении некоторых особенностей регулирования градостроительной деятельности при строительстве на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».
Постановление утверждает на территориях новых субъектов Российской Федерации особенности:
- выдачи разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию;
- проведения строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
- осуществления регионального государственного строительного надзора.
Начало действия: 22.12.2023 и действует до 01.01.2028, за исключением отдельных положений.

 

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2023 № 2139 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719».
Внесенные изменения предусматривают:  
- уточнение требований к некоторым видам производственного оборудования (в основном, применяемого в пищевой промышленности), автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям, частям компрессоров, промышленным конвейерам; 
- введение нового раздела, касающегося продукции авиационной промышленности. Сформулированы требования к разным видам беспилотных авиационных систем; 
- установление балльной системы оценки подтверждения уровня производства на территории Российской Федерации для некоторых видов продукции машиностроения, в разрезе ближайших нескольких лет. 
Заключения, выданные Минпромторгом России до вступления в силу указанных поправок, действительны до истечения срока их действия.
Начало действия: 14.12.2023 (за исключением отдельных положений).


8. Постановление Правительства Российской Федерации  от 11.12.2023 № 2125 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2022 № 2438».
Постановлением предусмотрено: 
-распространение порядка на 2024 год;
-перечисление средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения по контрактам (договорам) на расчетные счета поставщиков стройматериалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в проектную документацию. В предыдущей редакции речь шла о затратах, включенных в сметную документацию;
-утверждение формы перечня строительных материалов и оборудования, включенных в проектную документацию на строительство (реконструкцию, в т.ч. с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Данный перечень утверждается заказчиком.
Начало действия: 01.01.2024.

 

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2023 № 2094 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Аппараты искусственной вентиляции лёгких, которые соответствуют кодам 232870 и 232890 по НКМИ исключат из перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 и перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014. При этом данную продукцию включат в перечень импортных товаров с запретом на допуск, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616. 
Начало действия: 23.12.2023.

 

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2023 № 2044 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236».
Внесенными изменениями в постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 уточнены правила формирования и ведения единого реестра российских программного обеспечения для ЭВМ и баз данных.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск для целей закупок по Закону №44-ФЗ в отношении продукции, не включенной в данный реестр (кроме исключений).
Скорректирован перечень документов, предоставляемых заявителем для включения российского программное обеспечение в реестр. Устанавливается также отдельный перечень документов, подаваемых с заявлением о включении в реестр сведений о программно-аппаратных комплексах.
Начало действия: 01.12.2023.

 

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2023 № 2039 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2559».
Внесенными изменениями на 2024 год продлены особенности планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях.
Правительство Российской Федерации расширило перечень заказчиков, которые могут осуществлять закупки у единственного поставщика для обеспечения государственных нужд на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований. Этот перечень дополнен государственными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями. 
Начало действия: 09.12.2023.


12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 3954-р.
Распоряжение исключает акционерное общество «БМ-Банк» из перечня банков, на банковские счета которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке при проведении предусмотренных Законом № 44-ФЗ электронных процедур, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р.
Кроме того, распоряжение признает утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.10.2023 № 2769-р.

 

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 3755-р.
Речь идет о закупке реагентов, компьютеров, программного обеспечения, электронного и оптического оборудования, а также услуг в области информационных технологий.
Приобретать указанные товары и услуги для нужд в сферах науки и высшего образования заказчики смогут путём проведения запроса котировок в электронной форме независимо от НМЦК.
Это снизит риски возникновения дефицита оборудования и материалов, а также поможет избежать срыва запланированных работ – говорится на сайте Правительства Российской Федерации.
Такая возможность была введена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2022 № 1316-р на период 2022-2023 гг.

 

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.12.2023 № 3560-р.
Внесены изменения в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 г. № 1070-р (далее - Распоряжение № 1070-р), предусматривающее, что закупки ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» для оснащения, ремонта и содержания (эксплуатации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации по установленному перечню проводятся путем проведения запроса котировок в электронной форме независимо от НМЦК.
Если ранее осуществлять такие закупки путем запроса котировок в электронной форме можно было без ограничения годового объема закупок, то теперь ограничение по годовому объему будет применяться.
Изменения распространяют действие Распоряжения № 1070-р на 2024 год.

 

15. Письмо Минфина России от 18.12.2023 № 24-01-10/122331.
В своем письме Минфин России разъясняет следующие особенности структурированного описания объекта закупки: 
-как правильно заполнять структурированное описание объекта закупки в извещении об осуществлении закупки;
- какую информацию должны содержать прилагаемые документы;
- какие особенности необходимо учитывать при осуществлении закупок лекарственных препаратов и закупок в сфере строительства;
- что нужно учитывать участникам закупок при подаче заявок на участие в закупке.

 

16. Письмо Минфина России от 13.12.2023 № 24-01-07/120341.
В письме отмечается следующее: 
- до окончания 2024 года предусмотрена возможность осуществления закупок у единственного поставщика в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2559, в том числе в случае отмены военного положения на территории новых субъектов Российской Федерации; 
- на 2024 год продлены особенности планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях.


17. Письмо Минфина России от 08.12.2023 года № 24-06-09/118588.
Минфин России разъяснил заказчикам, работающим по Закону № 44-ФЗ, что недопустимо предпринимать действия при подготовке извещения о закупке с условиями, позволяющими заказчикам признать закупку несостоявшейся (путем занижения фактических сроков работ, установления НМЦК ниже рыночной стоимости работ, услуг и т.п.), для последующего заключения контракта со «своим» единственным подрядчиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без необходимого опыта по Постановлению №2571.
Так же ведомство напомнило, что заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшихся конкурентных процедур на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок, при этом единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) должен соответствовать требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, в т.ч. предъявляемым к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ (при наличии таких требований).

 

18. Письмо Минфина России от 05.12.2023 № 24-06-06/116934.
Согласно письму регулятора, физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя при наличии соответствующей доверенности.
Такое участие возможно после регистрации в ЕИС и аккредитации соответствующего лица на электронной площадке. 
Важно помнить, что если участие в закупке осуществляется через представителя, такой представитель должен действовать не от своего имени, а от имени участника закупки (в рассмотренной ситуации – от имени собственника квартиры). 

 

19. Письмо Минфина России от 01.12.2023 №24-07-08/115982.
Минфин России разъяснил, что при проведении закупок для субъектов МСП по № 223-ФЗ и № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требование о предоставлении копии решения на совершение крупной сделки для участников являющихся индивидуальными предпринимателями, т.к. указанное требование об одобрении крупной сделки на индивидуальных предпринимателей не распространяется и относится только к юридическим лицам, что предусмотрено  ст. 23 ГК Российской Федерации и п. 3 ст. 46 № 14-ФЗ, поэтому отклонение заявок индивидуальных предпринимателей при проведении закупок для субъектов МСП по № 223-ФЗ и № 44-ФЗ по указанным основания незаконно. 
Данного правового подхода придерживаются как антимонопольные органы, так и суды.

 

20. Письмо Федерального казначейства от 29.11.2023 №14-00-05/35368. 
Из письма Федерального казначейства следует, что особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 №1380 (далее – Особенности описания лекарственных препаратов), применяются при формировании извещения об осуществлении закупки в ЕИС.
 Информация, предусмотренная пп. «в»-«и» п. 5 Особенностей описания лекарственных препаратов, не относится к сведениям, формируемым в структурированном виде в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145. Она формируется без использования ЕИС и размещается в составе извещения об осуществлении закупки путем приложения электронного документа. 

 

21. Письмо Минпромторга России от 28.11.2023 № 127999/11.
Ведомство напомнило о том, что реестровые записи для радиоэлектронной продукции (кроме телекоммуникационного оборудования) размещают в новом реестре на сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) по адресу: https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/rep/.
Данные о телекоммуникационном оборудовании размещают в старом реестре по адресу: https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products. В нем есть в том числе недействующие записи. Для удобства пользователей их выделяют серым фоном.
Минпромторг России разъяснял, что старый реестр ликвидируют, когда все производители телекоммуникационного оборудования перейдут в новый. Пока можно использовать оба ресурса.

 

22. Письмо Минпромторга России от 01.11.2023 № 117563/12.
При закупках продукции из перечня импортных промтоваров с запретом на допуск участники декларируют в заявке номера записей в реестрах российской или евразийской промпродукции. 
Ведомство сообщило, что эти записи должны быть действующими как на этапе подачи заявки, так и при исполнении контракта. При закупке у единственного поставщика - на момент заключения и исполнения контракта. 

 

23. Письмо Минпромторга России от 19.10.2023 № 112459/12.
Речь идет о применении положений постановлений Правительства   № 616, № 617 и № 719. 
В частности, сообщается, что заключения, выданные Минпромторгом России до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2519, не содержат указания совокупного количества баллов в отношении следующей продукции: отрасли специального машиностроения; энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности; медицинских изделий; химической и нефтегазохимической продукции; музыкальных инструментов и звукового оборудования; оборудования для производства и потребления сжиженного природного газа. 
В связи с этим к товарам, включенным в реестр российской промышленной продукции, не предъявляется требование об указании совокупного количества баллов. Вместе с тем такая продукция считается произведенной на территории России, а реестровые записи — действующими.

 


II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Письмо ФАС России от 27.11.2023 № ПИ/99723/23.  
В своих разъяснениях ФАС России указывает на то, что правила описания объекта закупки, предусмотренные в п.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ, касаются исключительно случаев конкурентных закупок.
Специальных требований к описанию объекта при проведении неконкурентной закупки Закон № 223-ФЗ не содержит.
Неконкурентные закупки и их способы заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке. Там же он может указать и правила описания объекта закупки.
Заказчику следует помнить, что неконкурентная закупка (в т.ч. у единственного поставщика) целесообразна в случаях, когда закупаемые товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (ликвидация последствий ЧС, последствий непреодолимой силы).