Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в ноябре 2023 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Основные характеристики бюджета на 2024 год в нем определили исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 179 956 млрд. руб. и уровня инфляции не выше 4,5 %. Дефицит федерального бюджета составит 1 595,3 млрд. руб.
Определили, какие целевые средства попадут под казначейское сопровождение. К таким средствам отнесли: 

 

1. Авансовые платежи по контрактам, которые:
- профинансированы из бюджета в рамках ст. 80 Бюджетного кодекса;
- заключены на сумму 100 млн. руб. и более, а также по контрактам с исполнителями и соисполнителями с ценой 3 млн. руб. и более (исключение – контракты в рамках государственного оборонного заказа);
- заключены федеральными бюджетными учреждениями и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства на сумму 100 млн. руб. и более, а также по контрактам с исполнителями и соисполнителями с ценой 3 млн. руб. и более.

 

2. Расчеты по контрактам с ценой 3 млн. руб. и более, которые заключены:
- по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и по контрактам, заключенным для их исполнения, с ценой 3 млн. руб. и более;
- в рамках государственного оборонного заказа и по контрактам, заключенным для их исполнения, с ценой 3 млн. руб. и более.
Условие о казначейском обеспечении обязательств заказчики будут включать в условия государственных контрактов, а также контрактов, заключаемых в рамках их исполнения. Случаи и порядок применения казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении контрактов установит Правительство Российской Федерации.

 

Начало действия: 01.01.2024.

 

2. Федеральный закон от 14.11.2023 № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
 

Внесенными изменениями из сферы применения Закона № 44-ФЗ исключили закупки товаров (работ, услуг) избирательными комиссиями.
 

Согласно поправкам, Закон № 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг избирательными комиссиями субъектов РФ, территориальными избирательными комиссиями, осуществляемой за счет средств, выделенных из бюджетов субъектов РФ, бюджета федеральной территории на оказание содействия в подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти. 
 

Начало действия: 14.11.2023.

 

3. Федеральный закон от 02.11.2023 № 520-ФЗ «О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году».
 

Утверждены особенности казначейского сопровождения контрактов  в 2024 году.
С 01.01.2024 не будут действовать отдельные нормы бюджетного законодательства по контрактам, которые перечислены в ч. 2–4, 9 ст. 6 Закона № 520-ФЗ. В частности, по таким контрактам не придется соблюдать правила:
- о включении в контракты требований об открытии участниками лицевых счетов в Федеральном казначействе и финансовых органах субъектов РФ;
- о запрете на перечисление денежных средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения заказчикам на расчетные счета, которые поставщики отрыли в кредитных организациях.
Также в 2024 году по отдельным контрактам с казначейским сопровождением проводить расчеты нужно будет в особом порядке, который установит Правительство. Денежные средства по ним заказчики будут переводить со своих лицевых счетов на расчетные счета поставщиков в банках. При условии, что заказчик представит в Казначейство России документы о поставке.
Для контрактов с казначейским сопровождением авансовых платежей также будет действовать особый порядок, который установит Правительство. 

 

Начало действия: 02.11.2023.

 

4. Федеральный закон от 02.11.2023 № 510-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».
Внесенные изменения в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ дают возможность заказчикам осуществлять закупки по аренде жилых помещений для военнослужащих у единственного поставщика.

 

Начало действия: 13.11.2023.

 

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 № 1885 «Об авансировании государственных контрактов на осуществление Министерством промышленности и торговли Российской Федерации закупки в 2023 - 2024 годах передвижных медицинских комплексов и автомобилей, укомплектованных медицинским оборудованием».
 

Разрешено авансирование до 100% при закупке Минпромторгом России передвижных медицинских комплексов и медицинских автомобилей.
Постановлением предусмотрено что: 
- закупка Минпромторгом России передвижных медицинских комплексов и автомобилей, укомплектованных медицинским оборудованием, за счет федеральных бюджетных средств может производиться на условиях авансирования до 100% цены соответствующих контрактов; 
- указанные контракты заключаются в 2023 году на осуществление закупки в 2023-2024 гг.;
- авансирование устанавливается в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели в текущем финансовом году. 

 

6. Постановление Правительства РФ от 07.11.2023 № 1870 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 441».
 

Продлено действие регистрационных удостоверений на лекарственные препараты и разрешений на временное обращение серии (партий) лекарственного препарата.
Согласно внесенным изменениям: 
- регистрационные удостоверения лекарственных препаратов для медицинского применения со сроком действия до 01.01.2024, выданные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 441                        (далее – Постановление № 441), действительны до 01.01.2025 г. и подлежат замене Минздравом РФ до 01.12.2023 без прохождения процедуры государственной регистрации;
- разрешения на временное обращение серии (партии) лекарственного препарата, не зарегистрированного в РФ и разрешенного для медицинского применения на территории иностранных государств уполномоченными органами соответствующих иностранных государств, выданные в соответствии с Постановлением № 441, действительны до 01.01.2025 и подлежат замене до 31.12.2023  по заявлению юридического лица, действующего в собственных интересах или уполномоченного представлять интересы другого юридического лица, на имя которого выдано соответствующее разрешение, представленному в Минздрав РФ в срок до 01.12.2023;
- решения о государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, принятые в соответствии с Постановлением № 441, срок действия которых истекает до 01.01.2024, действительны до 01.01.2025.

 

Начало действия: 17.11.2023.

 

7. Приказ Минстроя России от 16.10.2023 № 743/пр «О внесении изменений в Методику определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, утвержденную приказом Минстроя России от 26 октября 2022 г. № 904/пр».
 

Внесенными изменениями уточнен порядок расчета агрегированных отпускных цен материальных ресурсов и оборудования, с учетом информации о ценах, размещаемых в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, созданной в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 № 959.
А также предусмотрены случаи, при которых сметная цена материального ресурса или оборудования не подлежит определению в текущем отчетном периоде (квартале).

 

Начало действия: 02.12.2023.

 

8. Приказ Минстроя России от 06.10.2023 № 727/пр «О внесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.06.2019  № 326/пр».
 

Внесенными изменениями уточнен порядок расчета зональных коэффициентов для субъектов Российской Федерации, в которых установлены ценовые зоны скорректированы отдельные положения порядка расчета индексов к отдельным строительным ресурсам и индексов к группам однородных строительных ресурсов.
 

Начало действия: 27.11.2023.

 

9. Приказ Минстроя России от 28.08.2023 № 613/пр «О признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 9/пр и от 14 октября 2021 г. № 750/пр».
 

Признаны утратившими силу приказ от 14.01.2020 № 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта», а также приказ, вносивший в него изменения.
 

Начало действия: 28.11.2023.

 

10. Распоряжением Правительства РФ от 09.11.2023 г. № 3133-р.
 

Расширен перечень современных технологий для заключения специальных инвестиционных контрактов.
В перечень современных технологий, при разработке или внедрении которых компании могут заключать с государством специальные инвестиционные контракты включены еще 69 позиции. В перечень вошли технологии, которые могут применяться в том числе в медицине и фармацевтике, химической и радиоэлектронной промышленности, а также в энергетическом машиностроении и металлургии.
Также в обновлённый перечень включены технологии производства высокочистого диоксида кремния, суперабсорбирующих полимеров, ветроэнергетических установок большой мощности, шаровых опорных частей на основе полимеров для мостовых сооружений. 

 

12. Письмо Минфина России, Минпромторга России, Минцифры России, Минстроя России от 20.11.2023 № 24-01-07/111357,    ШВ-124486/11, АЗ-П29-085-243351, 78336-СМ/09.


Минфин России, Минпромторг России, Минцифры России и Минстрой России ответили на вопрос, когда заказчики вправе не применять ограничения допуска радиоэлектронной продукции.
Постановление № 878 не применяют в закупках работ и услуг, в том числе в сфере строительства, при выполнении либо оказании которых будет поставлен товар из перечня радиоэлектронной продукции.
П. 3 постановления № 878 установлено ограничение в закупках товаров радиоэлектронной продукцией, включенной в перечень. Вместе с тем, в отличие, например, от постановления № 617, постановление № 878 не содержит требований о его применении в закупках работ и услуг, при выполнении которых будет поставлен товар из перечня радиоэлектроники. По этой причине постановление № 878 не применяют, когда закупают работы или услуги, в том числе в сфере строительства. 

 

13. Письмо Федерального казначейства от 16.11.2023 № 07-04-05/04-33610.


Федеральное казначейство пояснило, как заказчику сделать заявку в ГИИС «Электронный бюджет» для оплаты контракта, расчеты по которому сопровождает казначейство.
С 03.10.2023 года действует новая форма документа (ОКУД 0501213), которую заказчики составляют в системе «Электронный бюджет» и направляют в территориальные органы казначейства, чтобы оплатить контракт с казначейским сопровождением расчетов (приказ Минфина от 21.06.2023 № 97н). 
В настоящее время новая форма документа в ГИИС «Электронный бюджет» не работает. Заказчики могут заполнять документ по старой бумажной форме и представлять его в органы казначейства. Документ по новой форме нужно применять, когда появится техническая возможность в ГИИС «Электронный бюджет». 

 

14. Письмо ФАС России от 07.11.2023 № 28/92767/23 «О рассмотрении обращения».
 

Сообщается, в частности, что, исходя из системного толкования положений п. «б» и «в» п. 8 правил формирования плана закупки товаров работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, привлечение к административной ответственности по ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ возможно в том числе в случаях: 
- неразмещения в ЕИС скорректированного плана закупок более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки; 
- неразмещения в ЕИС скорректированного плана закупок, в случае если необходимость такой корректировки предусмотрена положением о закупке. При этом должностное лицо ФАС России, уполномоченное на составление протокола по делу об административном правонарушении, приходит к выводу о наличии либо об отсутствии состава административного правонарушения в каждом конкретном случае исходя из материалов дела.

 

15. Письмо Минфина РФ от 03.11.2023 № 24-03-06/105479 и Письмо Федерального казначейства РФ от 26.10.2023 № 14-00-04/31290.
 

Ведомства разъяснили, как формировать структурированное техзадание при закупке работ и услуг, также уточнили, как в извещении по таким закупкам указать инструкцию по заполнению заявки. 
Участники закупки предоставляют характеристики в заявке исключительно в отношении товара, в том числе поставляемого при выполнении работ, оказании услуг. По работам и услугам характеристики не предоставляют. Подавая заявку, участник автоматически дает согласие выполнить работы или услуги на условиях из извещения (пп. «а» п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 43 Закона № 44-ФЗ). 
Инструкцию по заполнению заявки на участие заказчик устанавливает самостоятельно, формирует без использования ЕИС и размещает в виде файла, приложенного к извещению (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). 
После вступления в силу с 01.10.2023 изменений в Правилах использования КТРУ в ЕИС реализовали новый функционал. Описание объекта закупки и инструкцию по заполнению заявки указывают в структурированном виде. При этом в закупках работ и услуг функционал по формированию инструкции в структурированном виде будет исключен. Основание – в закупке работ или услуг указывать конкретные характеристики участник не обязан, достаточно только согласия. 

 

16. Письмо ФАС России от 31.10 2023 года № ПИ/90467/23.
 

ФАС России представил позицию о возможности заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон.
В случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с ч. 8 ст.95 Закона о контрактной системе.
При этом возможность заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствует.
Таким образом, ФАС России поддерживает позицию Минфина России, изложенную в письмах от 17.06.2020 № 24-03-07/51940 и от 03.03.2023 № 24-06-06/17938.

 

17. Письмо Минфина России от 27.10.2023  № 24-06-06/102575.  
 

Минфин России разъяснил вопрос об участии в закупках жилых помещений представителей по доверенности. 
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением юридических или физических лиц, указанных в данном пункте.
Ч. 3 ст. 27 Закона № 44-ФЗ установлено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, принимать участие в закупках может любое юридическое лицо или любое физическое лицо (собственник квартиры), в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которые вправе выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей (при наличии соответствующей доверенности).
Участник закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключен контракт, признается поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п. 4.1 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Специалисты ведомства отметили, что перечисление денежного обязательства, возникающего на основании контракта, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

 

18. Письмо Минпромторга России от 27.10.2023 №115981/12.


Минпромторг России разъяснил особенности указания дополнительных характеристик при установлении запрета на основании постановления № 616.
Специалисты ведомства указали, что в целях реализации п. 3 постановления № 616 приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755 утвержден Порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара (далее - Порядок, разрешение).
Пп. «б» п. 3 постановления № 616 предусмотрены случаи неприменения запрета, в том числе в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн рублей (за исключением закупок товаров, указанных в п. 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).
В свою очередь, в соответствии п. 5 Порядка предусмотрен перечень сведений, которые указываются в заявке на выдачу разрешения, включая стоимостные характеристики закупаемого товара, в том числе одной единицы товара и совокупности таких товаров.
При размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минпромторг России для получения разрешения (п. 11 постановления № 616).
В этой связи, по мнению ведомства, установление заказчиком дополнительных характеристик товара, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования и не содержащихся в разрешении, не допускается.

 

19. Письмо Минздрава России от 24.10.2023  № 25-7/9975.
 

Минздрав России разъяснил порядок применения метода сопоставимых рыночных цен при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ лекарственных препаратов для медицинского применения. 
При обосновании НМЦК заказчик руководствуется приказом Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н (далее соответственно – Приказ № 1064н, Порядок). 
Согласно п. 8 Порядка цена единицы лекарственного препарата, начальная цена единицы лекарственного препарата определяется заказчиком как минимальное значение цены из минимальных цен, рассчитанных им с одновременным применением методов, предусмотренных п. 2 Порядка. 
При этом приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 носит информационно-разъяснительный характер и действует в части, не противоречащей Приказу № 1064н. 

 

20. Письмо Минстроя России от 18.10.2023 №64206-АВ/09.
 

Положениями Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315               (далее - постановление №1315) установлена возможность изменения существенных условий контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объекта культурного наследия в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, если контракт заключен до 31.12.2022 и обязательства по нему не исполнены.
Порядок внесения изменений в смету контракта на основании постановления №1315 определен п. 14, 14.1-14.6 методики, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (далее – Приказ № 841/пр).
В соответствии с методикой, утвержденной Приказом № 841/пр:
- подлежит корректировке стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021-2022 годах до даты выполнения расчета, а также от даты выполнения расчета до даты заключения допсоглашения об изменении цены контракта;
- с 01.01.2023 до даты представления расчета не предусмотрено увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком.

 


II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и официальные разъяснения.

 

1. Письмо Минфина России от 14.11.2023 №24-07-09/108447.
 

Минфин России разъяснил особенности соблюдения объёма закупок у субъектов МСП и сдачи отчётности заказчиками по Закону № 223-ФЗ, временно применяющими Закон № 44-ФЗ.
Данной нормой предусмотрено, что в случае невыполнения необходимого годового объёма закупки у субъектов МСП в течение календарного года, либо размещения недостоверной информации о таком объёме, либо неразмещения отчёта до 1 февраля следующего года, заказчики по Закону № 223-ФЗ с 1 февраля и до конца года при осуществлении закупок должны руководствоваться Законом № 44-ФЗ.
Специалисты ведомства разъяснили, что:
- заказчики, которые с 1 февраля по 31 декабря 2023 года руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ, в пределах, установленных ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, осуществляют закупки у субъектов малого предпринимательства, СОНКО в соответствии с ч.1-3, 5-8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ;
- такие заказчики в указанный период не руководствуются положениями Закона № 223-ФЗ, касающимися закупок у субъектов МСП, в т.ч. не применяют п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014, устанавливающий годовые объёмы закупок у субъектов МСП;
- у заказчика, предусмотренного ч.8.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ, не возникает обязанности достижения годовых объёмов закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных постановлением № 1352, в т.ч. за период с 1 января по 1 февраля отчётного календарного года;
- в то же время данная категория заказчиков составляет годовой отчёт и размещает его в ЕИС в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ и постановления № 1352, поскольку указанные нормативные акты не предусматривают освобождение их от этой обязанности. 

 

III. Иные изменения в законодательстве о закупках.

 

1. Федеральный закон от 27.11.2023 № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе».                       
 

Внесенными изменениями введен каталог продукции для федеральных нужд, который необходимо применять при осуществлении закупок товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу.
Также установлено, что порядок создания, формирования и функционирования системы каталогизации продукции для федеральных нужд утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Начало действия: 26.05.2024.