Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в октябре 2023 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

 

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.10.2023 № 2769-р.
Внесены изменения в перечень банков, на банковские счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке при проведении предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» электронных процедур, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р (далее – перечень): 
- исключено из перечня акционерное общество Банк «Северный морской путь»; 
- перечень дополнен акционерным обществом «БМ-Банк».
Начало действия: 10.10.2023.

 

2. Приказ Минстроя России от 21.08.2023 № 604/пр.
Утверждены порядок определения НМЦК, методика составления сметы и порядок изменения цены контрактов на стройку под ключ. Новые правила нужно применять с 07.10.2023 года до 01.01.2025 года. 
Правила расчета НМЦК применяются взамен приказа Минстроя России от 30.03.2020 № 175/пр, когда предметом контракта одновременно является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Начало действия: 07.10.2023 и действует до 01.01.2025.


3. Приказ ТПП РФ от 14.09.2023 № 61 «Об утверждении Положения о порядке выдачи документов, подтверждающих страну происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок на территории государств - членов Евразийского экономического союза».
Приказом установлены особенности выдачи актов экспертизы и сертификатов СТ-1, которые подтверждают локализацию производства на территории России и стран ЕАЭС. 
Выдавать такие документы могут только отдельные региональные ТПП, уполномоченные на реализацию постановления № 719 от 17.07.2015, перечень которых опубликован на сайте ТПП РФ. 
Выдача акта и сертификата производится на платной основе по тарифам ТПП при условии соблюдения установленных приказом условий. 
Приведены формы заявлений, описи, справки в приложении к приказу. 
Акт экспертизы действует в течение 2 лет с даты выдачи, а сертификат СТ-1 - в течение года.

 

4. Приказ Минздрава России от 13.10.2023 № 550н, Приказ Минздрава России от 13.10.2023 № 551н. 
Приказом Минздрава России от 13.10.2023 № 550н утверждены правила работы межведомственной комиссии, которая будет формировать перечень медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии, в описании которых при осуществлении закупок для госнужд допускается указание на товарный знак (далее - перечень).
Приказом Минздрава России от 13.10.2023 № 551н утверждена форма заявления о включении медизделий и (или) лечебного питания в перечень.
Также документом утверждена форма заявления об исключении вида медицинского изделия и (или) группы специализированных продуктов лечебного питания из перечня.
Начало действия: 21.10.2023.

 

5. Письмо Минпромторга России от 04.10.2023 г. № 106238/12.
Минпромторг России разъяснил, что каталог ГИСП носит ознакомительный характер и сведения в нем могут отличаться от информации, внесенной в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ.
Если данные, указанные в заявке участника, противоречат информации о товаре, размещенной в каталоге ГИСП в части описания отдельных характеристик, или требуемые заказчику характеристики в каталоге не предусмотрены, то это не повод отклонять заявку участника и делать вывод о ее недостоверности при наличии в заявке номера реестровой записи.
Заказчику следует иметь в виду, что не все промышленные товары, фигурирующие в каталоге ГИСП, могут быть включены в реестр отечественной продукции. 

 

6. Письмо Минфина России от 09.10.2023 г № 24-06-05/95692.
Минфин России ответил на вопрос о законности требования заказчиком предоставления выписки из реестра лицензий в составе заявки. Специалисты ведомства пояснили, что подтверждающие документы представляются в заявке на участие в закупке, если такие документы предусмотрены законодательством. Подтверждением наличия лицензии является запись в реестре, поэтому документы не нужны. 
Ранее, Минэкономразвития России выразил схожую позицию, отметив, что для участия в закупках участникам достаточно предоставить реквизиты лицензии (регистрационный номер и дату ее предоставления). 

 

7. Письмо Минфина России от 06.10.2023 № 24-06-07/95353.
Минфин России разъяснил порядок применения отдельных норм об обеспечении исполнения контракта.
Из разъяснений следует, что:
- если условия контракта изменяются на основании ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, то предоставление нового обеспечения исполнения требуется в случае, если у исполнителя возникают новые обязательства, не обеспеченные ранее предоставленным обеспечением;
- обеспечение исполнения при этом может быть предоставлено путем внесения изменений в условия ранее оформленной независимой гарантии, либо путем предоставления новой гарантии. В последнем случае возврат ранее предоставленной гарантии не производится, заказчик признается отказавшимся от своих прав по ней, а обязательства гаранта прекращаются с момента выдачи новой гарантии;
- дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта (в т.ч. в части увеличения цены) может быть заключено только при условии предоставления обеспечения исполнения новых обязательств, не охватываемых ранее выданным обеспечением;
- размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по отдельному этапу и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр контрактов;
- независимая гарантия должна обеспечивать все обязательства исполнителя по контракту, в т.ч. по уплате штрафных санкций, а также связанные с увеличением срока исполнения. 

 

8. Письмо ФНС России от 10.10.2023 № СД-4-3/12950@.
ФНС России в своём письме от 10.10.2023 № СД-4-3/12950@ разъяснила, что по общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являющиеся плательщиками НДС: не обязаны выставлять счета-фактуры, платить налог и отчитываться по нему.
Однако если лицо, не являющиеся налогоплательщиком НДС, в том числе организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, выставит покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, в отношении этой операции у него возникнет обязанность по уплате этого налога (п.5 ст.173 НК РФ).

 

9. Письмо Минфина России от 20.10.2023 № 24-01-07/99890.
Минфин России разъяснил некоторые вопросы о применении положений ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. Приводим краткий обзор выводов, сделанных Минфином России в указанном письме:
1. Контракты в предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случае, установленном п. 56 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не могут быть заключены в устной форме. Необходима письменная форма (простая или нотариальная).
2. В контракты, указанные в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, включаются в том числе:
идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ);
цена контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), включающая наименование юридического лица, фамилию, имя, отчество физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве ИП (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 160, п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ));
наименование и количество товара, срок поставки товара (в частности, п. 3 ст. 455 ГК РФ и п. 1 ст. 457 ГК РФ);
объем и срок выполнения работы, оказания услуги (в частности, ст. 708, 766 и 783 ГК РФ).
В случае, если получателем средств федерального бюджета предусмотрена выплата аванса, в контракт включаются авансовые платежи в соответствии с п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 № 1496.
3. На чеки и документы, являющиеся в соответствии с положениями ст. 493 ГК РФ формой договора розничной купли-продажи, распространяются положения Закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60, касающиеся контракта, включения информации о таком контракте в реестр контрактов. 
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ вышеуказанные чеки и документы должны также содержать идентификационный код закупки.
Так как обязательные реквизиты кассового чека не содержат идентификационного кода закупки, заказчик самостоятельно указывает соответствующий код на таком кассовом чеке.
4. В контракты, указанные в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и подлежащие включению в реестр контрактов (за исключением заключенных в соответствии с п. 4 и 5 (кроме ч. 12 ст. 93), п. 23, 42, 44 и п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ) и контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, подлежащих включению в отдельный реестр контрактов (ч. 7 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)) помимо обязательных условий, целесообразно включать также следующие сведения: 
наименование страны происхождения товара (абз. 11 пп. «з» п. 10 Правил);
информацию о лекарственных средствах из государственного реестра лекарственных средств (абз. 6 пп. «з» п. 10 Правил);
информацию об уменьшении суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю), на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком (пп. «к» п. 10 Правил).
5. Заказчик обеспечивает соблюдение соответствующих положений  Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), касающихся удержания и уплаты суммы налога налоговым агентом (в случае если в соответствии с НК РФ заказчик выступает в качестве налогового агента), вне зависимости от применения или неприменения к контракту, указанному в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, положений п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (условия контракта об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком).
6. Согласно положениям ч. 11 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012№ 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок.
Соответственно, если указанная в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (в том числе закупка, предусмотренная п. 56 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, информация о такой закупке не включается в план-график закупок.

 

10. Письмо Минфина России от 20.10.2023 № 24-01-07/100177.
В информационном письме перечислены случаи, когда жалоба принимается контрольным органом и об отказе в принятии жалобы к рассмотрению при отсутствии у участника закупки специальной правоспособности. Такими случаями, по мнению ведомства, являются:
- отсутствие у участника закупки специальной правоспособности (соответствующей лицензии) является основанием для отказа (на основании пп. «а» п. 2 ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ по причине подачи жалобы с нарушением ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ) контрольным органом в сфере закупок в принятии к рассмотрению по существу жалобы в отношении закупки, при осуществлении которой участники закупки должны обладать специальной правоспособностью;
- отсутствие у участника закупки членства в соответствующей саморегулируемой организации является основанием для отказа (на основании пп. «а» п. 2 ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ по причине подачи жалобы с нарушением ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ) контрольным органом в сфере закупок в принятии к рассмотрению по существу жалобы в отношении закупки, при осуществлении которой к участникам закупки установлено требование о таком членстве; 
- несоответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением № 2571, является основанием для отказа (на основании пп. «а» п. 2 ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ по причине подачи жалобы с нарушением ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ). 
В случае, если в закупочной документации заказчиком незаконно установлены требования к участникам закупки о наличии соответствующего разрешения (лицензии), о вступлении в СРО или о получении свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ и (или) о представлении соответствующих подтверждающих документов в заявках на участие в закупке, то УФАС в течение 2 дней рассматривает вопрос о наличии либо отсутствии признаков нарушений и принимает жалобу к рассмотрению если не выявлены признаки неправомерного установления заказчиком вышеуказанных требований, а также не выявлено несоответствие подавшего жалобу участника закупки таким требованиям, в т.ч., если УФАС выявлены признаки неправомерного установления заказчиком вышеуказанных требований, поскольку нарушение прав и законных интересов подавшего жалобу участника закупки может быть обусловлено неправомерным установлением таких требований.

 

11. Сообщение Минпромторга России от 20.10.2023.
Минпромторг России подготовил рекомендации по приоритетному использованию отечественных автомобилей госслужащими. В список рекомендованных для закупок легковых авто вошли следующие бренды:
LADA (модели: Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Travel, Niva Legend);
УАЗ (модели: Патриот, Пикап, Профи, Хантер, СГР);
AURUS (модели: SENAT, KOMENDANT);
«Москвич» (модели: 3, 3е, 6);
Evolute (модели: I-PRO, I-JOY, I-SKY);
Haval (модели: Jolion, Dargo, F7/F7x, H9).
В приоритетном порядке заказчикам следует рассматривать высоколокализованные модели, однако, закупка тех автомобилей, уровень локализации которых на данный момент является ниже порогового значения для доступа к госзакупкам (в 2023 году – не менее 3200 баллов в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 №719), может осуществляться по разрешению, которое выдаётся в порядке, установленном приказом Минпромторга России от 29.05.2020 №1755. 
При формировании заявки на выдачу такого разрешения ответственным за транспортное обеспечение лицам следует в первую очередь ориентироваться на данный перечень.

 

 

II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ)

 

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2023 № 1716.
Внесены изменения, согласно которым заказчики по Закону № 223-ФЗ, являющиеся кредитными и некредитными финансовыми организациями (далее – организации), обязаны согласовать с Центральным банком России закупки иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупки услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах.
Кроме того, постановлением:
- установлено, что Центральный банк России утверждает отраслевой план мероприятий по обеспечению готовности организаций к преимущественному использованию российского программного обеспечения;
- определен порядок согласования и утверждения плана мероприятий по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения для организаций.
Начало действия: 18.10.2023.