Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в августе 2023 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

 

1. Федеральный закон от 04.08.2023 № 426-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Вводится ответственность за повторное невыполнение в установленный срок законных решений, предписаний антимонопольного органа. Речь идет об актах контрольного органа, вынесенных в отношении лица, которое ранее привлекалось к ответственности по чч. 2.1 - 2.7 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение таких решений, предписаний, если органом были установлены новые сроки их исполнения.
Кроме того, введено дополнительное отягчающее обстоятельство, которое учитывается при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Таким обстоятельством является использование программы для ЭВМ, позволяющей осуществлять принятие решений (совершение действий), направленных на исполнение ограничивающего конкуренцию соглашения в автоматическом режиме (без участия человека).
Начало действия: 01.09.2023.

 

2. Федеральный закон от 04.08.2023 № 435-ФЗ «О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Для первого уровня ответственности члена СРО увеличены с 60 до 90 млн рублей предельные значения обязательств по договору подряда, используемые для расчета минимального размера взносов на каждого члена СРО в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
 Начало действия: 15.08.2023.

 

3. Федеральный закон от 04.08.2023 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с внесенными изменениями государственным и муниципальным учреждениям предоставляется право закупать у государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации либо акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежат субъекту Российской Федерации, следующие товары, работы, услуги: лекарственные средства, специализированные продукты лечебного питания, медицинские изделия, расходные материалы, средства для дезинфекции, услуги по хранению и доставке соответствующих товаров, работы по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий.
При осуществлении закупок для целей исполнения обязательств по контрактам, заключенным по новому основанию, на государственные унитарные предприятия или акционерные общества, распространяются положения Закона  № 44-ФЗ, в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контрактов и особенностей их исполнения.
 Также внесенными изменениями установлено, что до 30.06.2024 возложение полномочий на государственные унитарные предприятия или акционерные общества по поставке товаров, оказанию услуг, выполнение работ для нужд заказчиков определяется законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Начало действия: 04.08.2023, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

4. Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, продлевается до 01.09.2024 переходный период, в рамках которого сохраняется возможность использования квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей без машиночитаемых доверенностей. Переход на использование квалифицированных электронных подписей физических лиц с приложением машиночитаемых доверенностей будет обеспечен в течение года.
Начиная с 01.10.2023 в ЕИС в сфере закупок будет обеспечена возможность формирования машиночитаемых доверенностей для целей осуществления закупок, в том числе для работы на электронных площадках.
При этом до 01.09.2024, с учетом положений Закона № 457-ФЗ, в ЕИС в сфере закупок также поддерживалась возможность подписания документов без приложения машиночитаемых доверенностей, если такое подписание осуществляется квалифицированной электронной подписью юридического лица.
Начало действия: 04.08.2023, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

5. Постановление Правительства РФ от 08.08.2023 № 1293 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719».
Установлены требования к отдельным видам медицинских изделий в целях их отнесения к продукции, произведенной на территории РФ.
Перечень, утверждённый постановлением №719, дополнен:
аппаратами микроволновой, высокочастотной и низкочастотной, ультразвуковой терапии и ультразвукового сканирования, магнитотерапии;
томографами компьютерными, комплексом аппаратно-программным для регистрации и обработки рентгеновских изображений, маммографами, рентгеновскими аппаратами передвижными, рентгенодиагностическими комплексами;
установкой для обезвреживания медицинских отходов; машиной моечно-дезинфекционной;
электрокардиографами, аппаратами искусственной вентиляции легких, иной диагностической и терапевтической аппаратурой.
Заключения Минпромторга России, выданные до даты вступления в силу постановления, действуют до окончания установленного срока их действия.
Начало действия: 10.10.2023.

 

6. Постановление Правительства РФ от 12.08.2023 № 1331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Внесены изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации                             от 02.12.2017 № 1465.
Постановление устанавливает, что теперь коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации должна рассматривать все обращения государственных заказчиков о разногласии с единственным поставщиком по цене на продукцию, поставляемую по государственному контракту, который заключен на срок не менее чем 3 года и цена которого превышает установленный Правительством Российской Федерации размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке. 
Начало действия: 14.08.2023.

 

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2023 № 1368.
Утверждены Правила формирования перечня медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии, в описании которых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд допускается указание на товарный знак.
Начало действия: 31.08.2023.


8. Распоряжение Правительства РФ от 18.08.2023 № 2230-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 30.10.2021 № 3096-р».

Согласно распоряжению, в перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика для подготовки и проведения выборов, референдума, осуществления деятельности избирательной комиссии, комиссии референдума (п.30 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ) добавлены услуги по хранению видеозаписей.

 

9. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 08.06.2023 № 409/пр.
Внесенными изменениями уточнен порядок представления документов и сведений, прилагаемых к предложению об утверждении (актуализации) сметных норм и к предложению об утверждении (актуализации) нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации.
Определены случаи, в которых организация самостоятельно вносит изменения в федеральные сметные цены на материальные ресурсы и оборудование, применяемые в строительстве, в уровне цен по состоянию на 01.01.2022, и в федеральные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств в уровне цен по состоянию на 01.01.2022.
Начало действия: 25.08.2023.

 

10. Письмо Минфина России от 04.07.2023 № 24-06-06/62182.
Минфин России ответил на вопрос относительно использования разрешения Минпромторга России на закупку иностранного товара, выданного в соответствии с приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755. 
Указанное разрешение действительно в течение 18 месяцев со дня его выдачи и распространяется только на одну закупку.
Если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не привело к заключению контракта, заказчик вправе использовать ранее выданное Минпромторгом России разрешение с учетом срока его действия при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения поставщика (подрядчика, исполнителя). 

 

11. Письмо Минфина России от 05.07.2023 № 24-06-06/62568.
Специалисты ведомства дали разъяснения по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 (далее - постановление № 102) и постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (далее – постановление № 878).
Минфин России указал, что в отношении медизделий, указанных в перечнях, утвержденных постановлением № 102, документом, подтверждающим страну происхождения товара, является сертификат по форме СТ-1. Сертификат должен быть действующим на момент приемки товара заказчиком. В случае непредставления поставщиком сертификата по форме СТ-1, действующего на момент приемки, заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным постановлением № 878, участник закупки должен указать (декларировать) в составе заявки только номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промтоваров.

 

12. Письмо Минфина России от 06.07.2023 № 02-06-10/63435.
В письме специалисты ведомства указали:
возможность исполнения контракта зачетом встречного однородного требования, предусмотренная ст. 410 ГК РФ, Законом №44-ФЗ не установлена;
если решением суда установлена обоснованность принятия заказчиком бюджетных и денежных обязательств в объеме выполненных работ, с одной стороны, и обоснованность встречных требований подрядчика по уплате неустойки за нарушение обязательств по контракту, с другой стороны, то обязательства перед подрядчиком по оплате будут считаться исполненными при условии поступления в доход бюджета неустойки в сумме произведенного удержания;
порядок исполнения бюджета по доходам предусматривает зачисление средств на единый счет бюджета;
суммы штрафов, которые должны быть уплачены в случае неисполнения обязательств перед федеральным госорганом, подлежат зачислению в бюджет по нормативу 100%.

 

13. Письмо Минфина России от 10.07.2023 № 24-07-09/ 64150.
Минфин России рассказал, по каким правилам составить отчет о закупках у МСП заказчикам, которые перешли с Закона № 223-ФЗ на Закон № 44-ФЗ.
Заказчики, которые стали работать по Закону № 44-ФЗ по причине того, что их положения о закупке признали неразмещенными, отчитываются о годовом объеме закупок у МСП по правилам из Постановления    Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - постановления № 1352).
Положение о закупке посчитают неразмещенным в четырех случаях (ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):
- заказчик нарушил срок размещения отчета о закупках у МСП и опубликовал его в ЕИС после 1 февраля; 
-  вообще не отчитался о сделках с МСП;
- включил в отчет недостоверные сведения;
- не набрал нужного объема закупок у субъектов МСП.
Когда положение о закупке не работает, заказчики до конца года обязаны проводить закупки по Закону № 44-ФЗ. Нормы Закона № 44-ФЗ применяют не полностью, а в определенных пределах. 
Так, заказчики должны заключить контракты и выполнить объем закупок у СМП и СОНО по правилам из Закона № 44-ФЗ (ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Однако составлять и размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНО по 44-ФЗ не нужно. У заказчиков по-прежнему остается обязанность до 1 февраля отчитаться о закупках у МСП по правилам из постановления № 1352.
Объем закупок у МСП выполнять в 2023 году не нужно, зато нужно выполнить объем закупок у СМП и СОНО – 25 % от СГОЗ. Отчитываться заказчик продолжает по 223-ФЗ в личном кабинете пользователя. 

 

14. Письмо Минпромторга России от 14.07.2023 № 74366/12.
1. Специалисты Минпромторга России отметили, что реестровые записи из реестров, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, должны быть действующими исключительно на этапе подачи участником заявки на участие в закупке или на этапе заключения контракта, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом обязанность предоставления при исполнении контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при передаче товара (результатов работу) заказчику документа, подтверждающего страну происхождения товара отсутствует.
2. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 определяется обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) при передаче товара (результатов работы) представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров. Однако, Минпромторг России разработал проект изменений в Постановление № 617, в том числе исключающий данное положение.
3. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 не предусмотрены обязательства поставщика представлять заказчику при передаче товара документы, подтверждающие страну происхождения товара.

 

15. Письмо ФАС России от 26.07.2023 № МШ/59508/23.
В письме ФАС России определены критерии, нарушение которых свидетельствует о неправомерном формировании лота на выполнение работ по содержанию (ремонту) автомобильных дорог города и субъекта Российской Федерации.
В частности, отмечается, что начальная (максимальная) цена лота определяется в зависимости от численности населения населенного пункта и климатической зоны, в которой находится автомобильная дорога, а срок исполнения обязательств по контракту не должен быть менее 6 месяцев.
Ранее действующее письмо ФАС России от 24.04.2020 № ИА\35241/20 признано неактуальным.

 

16. Письмо Минфина России от 01.08.2023 № 24-06-06/71841.
Минфин России рассказал, как заказчикам определять НМЦК с учетом особенностей по Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее- постановлению № 2014), если информации о поставщиках в ГИСП недостаточно. 
Для достижения минимальной доли закупок отечественных товаров заказчики определяют НМЦК в специальном порядке по постановлению № 2014. Такой порядок предусматривает:
- при определении идентичности и однородности учитываются товары из ЕАЭС, технические характеристики которых включены в КТРУ;
- при определении НМЦК методом анализа рынка заказчик направляет запросы цен поставщикам из ГИСП.
Если в ГИСП присутствует менее трех подходящих поставщиков либо они не ответили на запросы цен, заказчик определяет НМЦК по общим правилам, которые предусмотрены в ст. 22 Закона № 44-ФЗ. При этом также следует использовать информацию о ценах на товары со страной происхождения из ЕАЭС, характеристики которых включены в КТРУ.
Также Минфин России отметил, что для товаров, на которые установлены предельные цены по правилам нормирования, НМЦК определяют нормативным методом по правилам ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. 

 

17. Письмо Минфина России от 10.08.2023 № 24-03-06/75075.
Специалисты Минфина России ответили на запрос Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области об особенностях закупок в порядке, установленном ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если описание объекта закупки, содержащее характеристики товара, не сформировано и не включено в позицию КТРУ.
В случае если, описание объекта закупки, содержащее характеристики товара, не сформировано и не включено в позицию КТРУ, то возможность реализации закупки по ч. 12 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ отсутствует, поскольку указать в извещении об осуществлении закупки характеристики закупаемого товара с использованием КТРУ невозможно.

 

18. Письмо Минфина России от 25.08.2023 № 24-06-06/80771.
Согласно пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона №44-ФЗ по результатам электронной процедуры заказчик формирует и размещает в ЕИС проект контракта, который содержит, в том числе: цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений НПА, принятых в соответствии со ст. 14 Закона №44-ФЗ.
При формировании и размещении в ЕИС проекта контракта заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной пп. «б»  п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона №44-ФЗ, и НМЦК.
При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона №44-ФЗ).
Исключение составляет случай, предусмотренный ч. 24 ст. 22 Закона  № 44-ФЗ.
Таким образом, по мнению ведомства, при формировании и размещении в ЕИС проекта контракта заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом предусмотренного пп. 1 п.1 Приказа №126н снижения, и НМЦК.


19. Письмо Минфина России от 25.08.2023 № 24-03-05/81108.
На сайте ведомства опубликовано письмо о заключении соглашения между Минфином России, ФАС России и операторами новых специализированных электронных площадок о функционировании электронных площадок для осуществления закрытых электронных процедур.
В перечень таких специализированных площадок, наряду с ООО «АСТ ГОЗ», вошли ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» и ООО «ЭТП».
Их функционирование начато 25.08.2023.

 

20. Письмо Минэкономразвития России от 25.08.2023 №ОГ-Д24-7294.
Специалисты ведомства отметили, что подтверждением наличия лицензии не может являться копия лицензии, предоставленная на бумажном носителе, а также подтверждением наличия лицензии не может служить в том числе выписка из реестра лицензий.
Минэкономразвития России указал, что единственным источником, подтверждающим наличие лицензии, является реестр лицензий.
Для того, чтобы можно было удостовериться о наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя лицензии, целесообразно проверить наличие соответствующей лицензии непосредственно в реестре лицензий на сайте лицензирующего органа.
Специалисты Минэкономразвития России в связи с этим полагают, что для участия в закупках участникам достаточно предоставить реквизиты лицензии (регистрационный номер и дату ее предоставления).

 

II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ)

 

1. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 06.03.2023 № 722.
Устанавливаются целевые отраслевые показатели эффективности, мероприятия по обеспечению готовности и перехода госкомпаний на преимущественное использование российского ПО на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры, сроки их проведения.
Документ распространяется на госкомпании федерального и регионального уровней, осуществляющих деятельность в области горнодобывающей, металлургической, ракетно-космической, оборонной, химической промышленности и использования атомной энергии.
Начало действия: 21.08.2023.