Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в июле 2023 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

1. Постановление Правительства от 29.06.2023 № 1066 «О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства»
Типовые условия дополнят, в частности, пунктами о порядке направления сторонами уведомлений, правах заказчика и подрядчика. Среди новых обязанностей последнего есть такие: освободить участок от временных сооружений, техники и мусора не позже 10-го рабочего дня с даты завершения работ; передать исполнительную и иную документацию заказчику в течение 10 дней с даты получения от него уведомления, если сделку расторгают до завершения работ.
В контракт среди прочего включат обязанности заказчика содействовать подрядчику в исполнении обязательств и списывать неустойку, когда этого требует закон.
Начало действия: 01.09.2023. 

 

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2023 № 1083  «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2022 № 2411»
Правительство расширило перечень оборудования, поставки которого авансируют в объеме не менее 80 процентов цены контракта. 
В перечень станкоинструментальной продукции, при закупке которой заказчики платят аванс минимум 80 процентов, добавили 10 видов металлургического и подъемно-транспортного оборудования. 
В том числе: 
28.21.13.119 — электропечи и камеры промышленные или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки;
28.22.16.110 — лифты;
28.22.14.121 — краны мостовые электрические;
28.22.11.112 — тали электрические канатные.
Данное авансирование устанавливают при соблюдении ряда условий: 
- для товаров из перечня применен запрет на допуск;
- контракт должен быть заключен в период с 2022 по 2024 год;
- размер аванса не должен выходить за пределы лимитов бюджетных обязательств.
Начало действия: 11.07.2023.

 

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2023 № 1091  «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 дополнено перечнем случаев, на которые не распространяется условие о принятии получателями федеральных средств бюджетных обязательств до 1 июня текущего финансового года. 
Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2549 дополнено перечнем случаев, когда учреждения – получатели субсидий из федерального бюджета не ограничены предельным сроком заключения договора (контракта), который, по общему правилу, истекает 01.08.2023 г. 
Начало действия: 26.07.2023.

 

4. Постановление Правительства РФ от 17.07.2023 № 1156 
Изменения внесены в пункт 11 правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020. № 961 и предусматривают сокращение срока такого согласования контрольным органом с 10 до 8 рабочих дней.
Таким образом, правила приведены в соответствие с действующей редакцией части 8 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

 

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2023 № 1158 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. № 223»
Опубликованы поправки в постановление Правительства РФ от 15.02.2023 № 223, которое устанавливает правила госэкспертизы проектной документации объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также особенности выдачи разрешений на их строительство и ввод в эксплуатацию.
Поправки предусматривают распространение действия постановления № 223 на отдельные объекты капитального строительства, создаваемые для нужд Вооруженных Сил РФ.
Для этого объект должен быть включен в специальный реестр, утвержденный Правительством РФ.
Начало действия: 27.07.2023.

 

6. Постановление Правительства РФ от 21.07.2023 № 1180 «О реестре документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5-2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Правила предусматривают, что реестр документов, сведений, материалов, согласований является общедоступным государственным информационным ресурсом, формируется и ведется Минстроем России в ГИС «Стройкомплекс.РФ».
Реестр документов структурируется по этапам и мероприятиям и включает: наименование документа, сведения, материала, согласования (для каждого такого документа будет создаваться отдельная учетная карточка); сведения о нормативных актах, предусматривающих необходимость представления застройщиком, техническим заказчиком тех или иных материалов, документов; сведения об органах власти, предоставляющих такие документы, согласования; информацию о сроках их предоставления; перечень документов, необходимых в целях их получения, а также ряд иных сведений.
Начало действия: 01.09.2023.

 

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2023 № 1724-р 
Ростелеком определен едпоставщиком по созданию госинформсистем на базе платформы «Гостех». Отмечается, что эта норма распространяется на соответствующие контракты, заключенные в 2023-2024 годах. Заказчиком по ним будет выступать Минцифры России или его подведомственное казенное учреждение «Государственные технологии».
Также в правительственном распоряжение оговаривается, что «Ростелеком» вправе привлекать субподрядчиков. При условии, что самостоятельно будет выполнять не менее 10% совокупного стоимостного объема обязательств по соответствующим контрактам.

 

8. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31.01.2023 № 55/пр  
Утверждены требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе экологической, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или подведомственными ему государственными учреждениями по принципу «одного окна». 
Начало действия: 01.03.2024 и действует до 01.09.2028.


9. Письмо Минфина России от 26.04.2023 № 24-06-06/38206
Специалисты Минфина России рассказали об особенностях осуществления закупок юридическими лицами, указанными в части 4.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, при предоставлении им субсидий, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3.1 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В частности, разъяснено, что положения Закона № 44-ФЗ, регламентирующие порядок планирования закупок, на закупки указанных лиц не распространяются. Также у них отсутствует обязанность по достижению объема закупок у СМП, СОНО и достижению минимальной обязательной доли закупок российских товаров.
Кроме этого, представители министерства подчеркнули, что закупки за счет субсидий проводят по правилам Закона № 44-ФЗ, но не в полной мере.
Положения 44-ФЗ обязательны при размещении извещения, мониторинге и аудите, прохождении контроля, заключении контракта, размещении сведений в реестре контрактов.
Положения 44-ФЗ необязательны при планировании закупок, достижении объема закупок у СМП, выполнении квоты на отечественные товары, исполнении в части электронного актирования, изменении и расторжении контракта.

 

10. Письмо Минфина России от 24.05.2023 № 24-06-06/47217
Специалисты ведомства ответили на вопросы по установлению ограничений допуска при закупке звукового оборудования, входящего в Перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878 и Перечень отдельных промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 617.
Позиции товаров с кодами ОКПД2 26.40.4 (26.40.42.110, 26.40.43.120) и 26.40.31.190 (звуковое оборудование) включены в Перечень радиоэлектронной продукции, и не включены в Перечень отдельных промышленных товаров, следовательно, ограничения в отношении указанной продукции устанавливаются только в соответствии с Постановлением № 878.
При этом звуковое оборудование с кодами ОКПД2 26.40.42.110, 26.40.43.120 и 26.40.31.190 содержится в Перечне производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования, являющимся приложением к Постановлению № 617.
Минфин России отметил, что производственные группы сформированы в целях формирования предмета контракта (лота). Таким образом, если код ОКПД2 включен в Перечень производственных групп, но не входит в Перечень отдельных промышленных товаров, ограничения в соответствии с Постановлением № 617 не устанавливаются.
Минфин России также уточнил, что в кодах ОКПД2 используется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, в связи с чем положения Постановлений № 617 и № 878 распространяются на все позиции, входящие в соответствующий код ОКПД2.
Аналогичная позиция изложена в письме от 26.11.2021 № 24-06-08/95806. 

 

11. Письмо Минфина России от 20.06.2023 № 24-06-07/57019
Специалисты ведомства пояснили, что подтвердить опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг участник вправе любым договором, характер и объем которого сопоставим с предметом закупки. Это могут быть:
контракты, заключенные в рамках Закона № 44-ФЗ;
договоры, заключенные по Закону № 223-ФЗ;
гражданско-правовые договоры, в том числе исполненные участником закупки с учетом правопреемства по Закону № 44-ФЗ.
При этом заказчик вправе, помимо договоров и актов, потребовать иные информацию и документы, которые подтвердят исполнение этих договоров, контрактов, но не ограничат конкуренцию. Например, требовать номер реестровой записи договора, контракта заказчик не вправе. Такое требование ограничивает конкуренцию по двум причинам: по гражданско-правовым договорам специального реестра нет, информация об исполнении договоров по 223-ФЗ в открытых источниках недоступна. 


12. Письмо Минфина России от 27.06.2023 № 24-06-09/59482
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ (далее – Закон № 360-ФЗ) предусматриваются следующие сроки формирования и подписания с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) закупочных документов в рамках Закона № 44-ФЗ:
контракт по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (с 01.10.2023 – право, с 01.04.2024 – обязанность);
соглашения об изменении контракта, о расторжении контракта (с 01.07.2024).
Вместе с тем частью 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ установлены следующие сроки по формированию и направлению заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов:
для контрактов, заключенных в соответствии с действующим порядком статьи 51 Закона № 44-ФЗ, контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), соглашений об изменении или расторжении таких контрактов – не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания (заключения);
для сформированных и подписанных с использованием ЕИС в сфере закупок контрактов, соглашений об изменении контракта, соглашений о расторжении контрактов – не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания (заключения).
С учетом вышеизложенного при направлении информации о контракте, его изменении или расторжении в реестр контрактов необходимо руководствоваться установленным частью 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ сроком в 5 (пять) рабочих дней (до применения вышеуказанных положений по формированию и подписанию документов с использованием ЕИС в сфере закупок, предусмотренных Законом № 360-ФЗ). 

 

13. Письмо Минфина России от 10.07.2023 № 24-04-08/64183
Минфин России подготовил письмо по вопросам об уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в случае заключения в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ с поставщиком, зарегистрированным на территории государства-члена Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), контракта, предусматривающего поставку товара, импортируемого в Российскую Федерацию из государства-члена ЕАЭС.
Согласно тексту письма, при ввозе в Российскую Федерацию товаров с территории других государств-членов ЕАЭС на основании вышеуказанного контракта, заказчик выступает налогоплательщиком косвенных налогов (НДС и акцизов) по таким товарам, в связи с чем у него возникает обязанность по уплате НДС и акцизов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с последующим направлением поставщику сведений, подтверждающих факт уплаты косвенных налогов. 

 

14. Письмо ФАС России от 11.07.2023 № МШ/54828/23
ФАС России разъяснила требования к участникам закупки о членстве в СРО и проверке уровней ответственности в компенсационных фондах.
По мнению специалистов ведомства:
1. При проведении закупки, предметом которой являются одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, в извещении устанавливается требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
В случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, должно быть установлено требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
2. Наличие информации об участнике закупки в Реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (далее – Реестр) является подтверждением членства в СРО. Комиссия по осуществлению закупок самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки в Реестре.
3. Комиссия по осуществлению закупок осуществляет проверку уровней ответственности участника закупки в компенсационных фондах СРО после получения от оператора электронной площадки информации о ценовых предложениях участников закупки (при проведении конкурса такая проверка осуществляется комиссией в период подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении электронного аукциона – в период рассмотрения заявок).
4. Контроль за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена СРО по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, возлагается на СРО.
При рассмотрении заявок участников закупки комиссия руководствуется сведениями о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, размещенными в Реестре. 

 

15. Письмо Минфина России от 13.07.2023 № 24-03-08/65656
В письме отмечено, что перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 № 3500-р, при осуществлении которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, соотнесен с КТРУ и кодами ОКПД 2.
Обращено внимание на то, что позиция КТРУ может соотноситься с несколькими кодами ОКПД 2 и иными классификаторами, в каждой позиции каталога предусмотрена справочная информация, которая содержит относящиеся к ней коды ОКПД 2, иных классификаторов.
В этой связи разработана таблица на основании перечня по Распоряжению № 3500-р, с указанием в составе справочной информации соответствующих кодов ОПКД 2 и кодов позиций в КТРУ.

 

II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ)

1. Письмо Минфина России от 20.04.2023 № 24-07-08/36005
Минфин России в своем письме сообщает, что Закон 223-ФЗ не устанавливает предельного срока, при наступлении которого корректировка извещения о проведении конкурентной закупки не допускается. Однако, по мнению специалистов ведомства, внесение изменений после окончания срока подачи заявок на участие в закупке может содержать признаки действий, направленных на нарушение принципов, предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и запретов, установленных частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку:
по общему правилу до окончания срока подачи заявок обеспечивается конфиденциальность информации, содержащейся в заявке;
при внесении изменений после окончания срока подачи заявок заказчик будет обладать конфиденциальной информацией, содержащейся в заявках, которой бы он не обладал в случае внесения изменений до окончания такого срока;
создаются условия для запрещенной координации действий участников закупки и (или) созданию отдельному участнику закупки преимущественных условий при дальнейшем участии в закупке
Изменения, вносимые в извещение, документацию о закупке, размещаются заказчиком в ЕИС, за исключением случаев, предусмотренных Законом 223-ФЗ, не позднее чем в течение 3 дней со дня принятия решения о корректировке при этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока направления заявок, установленного положением о закупке.

 

2. Письмо Минфина России от 08.06.2023 № 24-07-09/53177
В письме Минфина России даны следующие разъяснения:
Закон №223-ФЗ не ограничивает заказчика в возможности установить требование о предоставлении участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;                                                                                                                 
страна происхождения товара в заявке на участие в закупке указывается участником закупки в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в документах, формируемых при осуществлении закупки (для конкурентной закупки - в документации о конкурентной закупке, в извещении о проведении запроса котировок);                                                        
если в соответствии с заключаемым договором предусмотрена поставка товара с разными странами происхождения, в такой договор при его заключении включается информация о каждой стране происхождения товара.