Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в июне 2023 года


I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

 

1. Федеральный закон от 29.05.2023 № 194-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статью 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие указанную деятельность, обязаны получить соответствующую лицензию не позднее 01.09.2024 года. 
Устанавливается, в числе прочего, порядок оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, порядок устранения лицензиатом выявленных нарушений, основания приостановления и аннулирования лицензии.
Начало действия: 01.03.2024 года, за исключением отдельных положений, вступающей в силу с 01.09.2024 года.

 

2. Постановление Правительства России от 31.10.2022 № 1946
С 01.07.2023 начинают действовать положения Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, предусматривающие в том числе обязанность заказчика направлять для включения в реестр контрактов информацию о месте поставки закупаемого товара, месте выполнения работы или оказания услуги, об адресе страницы официального сайта, на которой размещено решение суда о расторжении контракта. Также с этой даты информация о контрагенте, включенная в единый реестр участников закупок, будет размещаться в реестре контрактов автоматически в случае, если контракт был заключен с использованием ЕИС (далее - Единая информационная система в сфере закупок). 
Кроме этого, с 01.07.2023 контракт, сформированный и подписанный с использованием ЕИС, а также содержащаяся в нем информация, подлежащая включению в реестр, направляются для включения в реестр не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем подписания контракта.
Начало действия: 16.11.2022 (за исключением отдельных положений).

 

 

3. Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 № 845 
«О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719»
Внесенными изменениями в требования добавлен новый раздел «XXVII. Продукция индустрии детских товаров», а также дополнены новыми позициями разделы «XI. Продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности», «XXII. Приборы для измерения» и «XXIII. Продукция отрасли металлургии и материалов».
Также установлено, что выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации до дня вступления в силу изменений, утвержденных настоящим постановлением, заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении продукции, включенной в разделы XI, XXII, XXIII и XXVII требований, действительны до окончания установленного срока их действия.
Начало действия: 01.06.2023.

 

 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 889 «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Исключены положения в соответствии с которыми была установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) при передаче товара (результатов работы) предоставлять заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссией ‎от 23.11.2020  № 105 соответственно.
Начало действия: 01.06.2023.

 

 

5. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 890 
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 636»
Внесенными изменениями предусмотрено, что в перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта), могут быть включены мероприятия, направленные на автоматизацию процессов сбора и обработки информации об объеме потребления энергетических ресурсов, о параметрах качества энергетических ресурсов, о показателях технического состояния инженерно-технического оборудования, мероприятия, направленные на автоматизацию процессов управления инженерно-техническим оборудованием.
 Постановлением также установлено, что в случае если энергосервисным договором (контрактом) предусмотрено определение объема потребления энергетического ресурса расчетно-измерительным способом до реализации исполнителем мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, то при определении НМЦК используются данные о фактическом объеме потребления энергетического ресурса за прошлый год, равном объему, определенному в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.
Начало действия: 01.06.2023 (за исключением отдельных положений).

 

 

6. Постановление Правительства РФ от 14.06.2023 № 980
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
До 30.11.2024 года продлен срок действия не только заключений Минпромторга России, но и экспертизы, которая устанавливает отличия запрашиваемой продукции от той, которую производят в России.   
Целью документа является упрощение для производителей промышленной продукции, не имеющей аналогов в России, процесса получения документов, необходимых для предоставления господдержки. 
Принимаемые меры призваны упростить (и удешевить) поставки многокомпонентного технологического оборудования на сложные и уникальные объекты. Закупку станков и автоматических линий за рубежом можно разбить на несколько партий. Включение этих позиций в перечень промышленной продукции, не имеющей отечественных аналогов, освобождает заказчиков от уплаты НДС. 
Выдача заключений Минпромторга России будет проходить в дистанционном режиме с использованием государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Для субъектов малого и среднего бизнеса предусмотрена льготная оплата такой услуги. 
Также постановление утверждает новые критерии, по которым продукцию признают не имеющей российских аналогов.  
Начало действия: 26.06.2023. 

 

 

7. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2023 № 1508-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р»
В перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения включены дополнительные лекарственные формы для следующих препаратов: 
для препарата сапроптерин добавлены таблетки диспергируемые;
для  препарата глекапревир + пибрентасвир добавлены  гранулы, покрытые оболочкой;
для препарата  пирфенидон добавлены  таблетки, покрытые пленочной оболочкой;
для препарата  пропионилфенилэтоксиэтилпиперидин добавлены таблетки подъязычные.
Начало действия: вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования.

 

 

8. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2023 № 1652-р  
«О подписании Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок»

Согласно опубликованной редакции проекта cоглашения:
взаимно признаются банковские гарантии, выдаваемые гарантами, зарегистрированными на территории страны потенциального участника или поставщика и являющейся государством – членом Евразийского экономического союза;
гарант должен соответствовать ряду требований, в т. ч. быть включенным в перечень гарантов государства cтороны заказчика (бенефициара), если такой перечень предусмотрен соответствующим законодательством. о отношению к нему также не должны применяться меры по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению;
выданная гарантом банковская гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий (если формирование реестра предусмотрено правом страны бенефициара) и соответствовать законодательству страны бенефициара.

 

 

9. Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2023 № 94  
Установлено, что в отношении телевизоров наличие класса энергетической эффективности составляет не «А++» и выше, а «А» и выше.
Заказчикам нужно учитывать эту информацию при описании объекта закупки. 
Начало действия: 13.06.2023.

 

10. Приказ Минфина России от 03.05.2023 № 60н 
Внесены изменения в порядок проведения Федеральным казначейством проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ                                              «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 29.10.2021 № 167н.
В частности, приказ устанавливает:
особенности направления органу контроля запроса на предоставление дополнительных объяснений, информации, документов и материалов;
возможность осуществления экспертизы и контрольных действий, предусмотренных федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235, при проведении встречных проверок.
Начало действия: 07.07.2023.

 

 

11. Приказ Минфина РФ от 15.05.2023 № 68н 
Минфин России утвердил порядок приостановления (отмены приостановления) осуществления операций на лицевых счетах, открытых в Территориальных органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, а также отзыва лимитов бюджетных обязательств.
Согласно новому порядку, получатели бюджетных средств по новой форме представляют в орган Федерального казначейства информацию о госконтрактах, заключенных в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных контрактов.
Документ регламентирует действия органа Федерального казначейства, устанавливает сроки их совершения, а также порядок его взаимодействия с получателями средств федерального бюджета по вопросам приостановления (отмены приостановления) операций и отзыва лимитов бюджетных обязательств.
Утвержден также рекомендуемый образец уведомления ведомства о приостановлении (отмене приостановления) осуществления операций на лицевых счетах.
Ранее действовавшие акты по указанному вопросу утрачивают силу.
Начало действия: 24.06.2023.

 

 

12. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.05.2023 г. № 344/пр
Утвержден новый состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Признан утратившим силу ранее действующий приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.11.2022                       № 1015/пр.
Начало действия: вступает в силу с 01.09.2023 и действует до 01.09.2029.

 

 

13. Приказ Минфина России от 05.06.2023 № 86н 
С 01.07.2023 установлен новый список офшорных зон, который включает в себя 91 пункт: в обновленный перечень включены страны Евросоюза, Великобритания, Япония, США, Канада, а также ряд иных государств и территорий 
Для целей госзакупок перечень упоминается в пп. «г» п. 18 Правил регистрации участников закупок в ЕИС, утвержденных постановлением от 27.01.2022 № 60, в котором указано, что участнику закупки, местом регистрации которого является офшорная территория, отказывают в регистрации в ЕИС. 
Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н, которым утвержден действующий список офшорных зон, с 01.07.2023 утрачивает силу.
Начало действия: 01.07.2023.

 

 

14. Письмо Минфина России от 27.03.2023 № 01-06-13/24-26611
Минфин России ответил на некоторые вопросы, связанные с закупками для государственных (муниципальных) нужд и предложениями по внесению изменений в нормативно-правовые акты в сфере закупок отдельными видами юридических лиц.
В отношении вопросов, касающихся возможности изменения цены контракта, в том числе в случае если участник закупки применяет упрощенную систему налогообложения, Минфин России отметил, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).
В части вопросов порядка приемки и оплаты выполненных строительных работ, в том числе если контрактом предусмотрено их поэтапное исполнение, Минфин России отмечает, что согласно пункту 8.4 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом № 44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

 

 

15. Письмо Минфина России от 11.05.2023 № 24-06-06/42612
По мнению специалистов Минфина России, заключение контрактов в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ, должно быть осуществлено не позднее 31.12.2023 года. Вместе с тем сроки исполнения указанных контрактов определяются с учетом соответствующих нормативных правовых актов об установлении случаев закупок у единственного контрагента, а также положений бюджетного законодательства и могут истекать после  31.12.2023 года.

 

 

16. Письмо Минфина России от 30.05.2023 № 24-06-09/49516        
Специалисты Минфина России ответили на вопросы о порядке оценки заявок участников закупки при проведении электронного конкурса.
Первый вопрос о возможности рассмотрения комиссией заказчика документов для аккредитации на площадке в качестве подтверждающих квалификацию участника закупки. Минфина России отмечает, что документы, направленные заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, подтверждающие соответствие участника закупки установленным заказчиком в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ дополнительным требованиям, не могут учитываться комиссией по осуществлению закупок в целях оценки заявок.
Второй вопрос касался расчёта баллов и применения положения, утвержденного Постановлением № 2604. В случае, если участник закупки в составе заявки не представил документы, подтверждающие его квалификацию, в целях оценки заявок, то такой заявке комиссия по осуществлению закупок присваивает 0 баллов как содержащей наихудшее значение. Минфин России отмечает, что подход, при котором оценка заявок осуществляется от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим значениями из представленных в таких заявках, обусловлен тем, что заранее не известны и не ограничиваются значения, которые могут быть предложены разными участниками закупки.


 

17. Письмо ФАС России от 16.05.2023 № ТН/37551/23
В связи с обращениями хозяйствующих субъектов Федеральной антимонопольной службой подготовлено письмо по вопросу установления государственными и муниципальными заказчиками требований к определенному классу потенциального риска применения медицинских изделий при описании объекта закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Согласно тексту письма класс потенциального риска медицинского изделия не является терапевтически или диагностически значимой характеристикой, а включение в описание объекта закупки требований о соответствии медицинских изделий определенному классу потенциального риска применения может привести к сокращению количества участников закупки и не соответствует Закону о контрактной системе и Закону о защите конкуренции. 

 

 

18. Письмо Минфина России от 25.04.2023 № 24-06-06/37615
По мнению представителей Минфина России, особенности формирования лотов, установленные пунктом 1 постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для осуществления государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 620), применяются исходя из объема денежных средств, оплаченных при исполнении соответствующих контрактов в предшествующем году.
Напомним, что Постановлением № 620 установлен запрет на объединение в рамках предмета одного контракта (одного лота) медицинских изделий различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, при условии превышения значений начальной максимальной цены контракта (цены лота), приведенных в пункте 1 данного документа. 

 

 

19. Письмо Минфина России от 26.04.2023 № 24-06-06/3843
Согласно позиции Минфина России, если объектом закупки является выполнение работ (оказание услуг) и поставка предусмотренного пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 (далее - Постановление № 1224) товара, подлежащего в результате исполнения контракта, заключаемого по результатам такой закупки, принятию к бухгалтерскому учету в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, то описание соответствующего товара должно осуществляться заказчиком в соответствии с положениями Постановления № 1224.

 

 

20. Письмо Минцифры России от 28.04.2023 № П11-01-04-200-32064
Специалисты Минцифры России в своем письме, в частности, отметили что запрет допуска иностранного ПО, установленный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, распространяется на закупку, если по ее условиям предусмотрена установка на приобретаемое оборудование ПО и передача на него прав.
При этом указанный запрет применяется в отношении всех классов ПО, предусмотренных классификатором программ для ЭВМ и баз данных, утвержденным приказом Минцифры России от 22.09.2020 № 486. Исключений для случаев приобретения заказчиком техники со встроенным программным обеспечением не установлено.

 

 

21. Письмо Минфина России от 07.06.2023 № 24-07-08/52488
В ответе на обращение ведомство пояснило, что достижение годового объема закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 положения, утвержденного Постановлением № 1352, в объеме не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров) (далее – Положение), осуществляется путем проведения предусмотренных положением о закупке торгов, иных способов закупки с учетом особенностей, установленных разделом II Положения.
Заказчики могут достигать годовой объем закупок среди субъектов МСП путем проведения:
конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, особенности осуществления которой установлены статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ;
неконкурентной закупки, проводимой в соответствии с пунктом 20.1 Положения с применением механизма «электронного магазина», если условиями такой закупки предусматривается участие в ней только субъектов МСП;
неконкурентной закупки, предусматривающей участие нескольких участников закупки, но только из числа субъектов МСП. 

 

 

22. Письмо ФАС России от 14.06.2023 № ДФ/46829/23
В качестве подтверждения наличия лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может быть предоставлен один из следующих документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона № 99-ФЗ                     «О лицензировании отдельных видов деятельности»: выписка из реестра лицензий, копия акта лицензирующего органа о принятом решении, справка об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Любой из этих документов должен предоставляться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. 

 

II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ)

 

 

1. Постановлением Правительства Брянской области от 19.06.2023 №239-п «Об утверждении Правил осуществления органами исполнительной власти Брянской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Брянской области, права собственника имущества государственных унитарных предприятий Брянской области, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации»
Правила устанавливают предмет, форму, требования к организации и порядку осуществления ведомственного контроля закупочной деятельности государственных учреждений Брянской области, государственных унитарных предприятий Брянской области.
Органам исполнительной власти Брянской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Брянской области, права собственника имущества государственных унитарных предприятий Брянской области, в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления необходимо утвердить регламенты осуществления ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.
Начало действия: 23.06.2023.

 

 

2. Письмо Минфина России от 10.05.2023 № 24-07-08/42249
В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ в случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
Специалисты Минфина России в своем письме подчеркнули, что положениями ст. 3.2 и ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ снижение цены договора до нуля и заключение договора по цене, равной нулю, не предусмотрено.

 

 

3. Письмо Минфина РФ от 20.06.2023 №24-07-09/56775
Минфин России отметил, что в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона  № 223 - ФЗ на стороне одного участника закупки могут выступать несколько юридических лиц либо несколько физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей.
При этом статьей 3.4 Закона № 223 установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона  № 223 - ФЗ, могут быть только субъекты  малого и среднего предпринимательства (далее- конкурентная закупка с участием субъектов МСП, субъекты МСП).
 Вместе с тем статья 3.4 Закона 223-ФЗ не содержит положений о возможности участия в конкурентной закупке с участием субъектов МСП несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.