Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений, опубликованных в мае 2023 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

1. Постановление Правительства РФ от 04.05.2023 № 694 «Об утверждении типовых условий государственных контрактов на оказание услуг по хранению, уничтожению, экспертизе, оценке рыночной стоимости имущества, обращенного в собственность государства»
В типовых условиях закреплены права и обязанности заказчика, обязанности исполнителя, порядок взаимодействия сторон, а также требования к содержанию и срокам передачи заказчику отчетных документов. 
Обеспечение каждого из контрактов составит 30% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, кроме случаев, когда по Закону № 44-ФЗ его устанавливают в другом размере.
Начало действия: 13.05.2023.

 

2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2023 № 717 «Об утверждении Положения о порядке экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Установлено, что экспертное сопровождение может осуществляться по решению застройщика или технического заказчика органом исполнительной власти или организацией, имеющими соответствующие полномочия, на основании заключенного договора.
Заключение договора и проведение экспертного сопровождения осуществляются до направления результатов инженерных изысканий и (или) проектной документации на экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий.
Начало действия: 01.09.2023, за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования.

 

3. Постановление Правительства РФ от 16.05.2023 № 753 «Об утверждении перечня критериев, предъявляемых к единственным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, и перечня критериев отбора лекарственных препаратов для медицинского применения при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»
В соответствии порядком подготовки правовых актов об определении единственного поставщика для целей применения пункта 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при закупке лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным Указом Президента РФ от 14.09.2020 № 558, определены критерии отбора единственного поставщика, критерии отбора лекарственных препаратов для медицинского применения.
Начало действия: 01.01.2024

 

4. Распоряжение Правительства РФ от 12.05.2023 № 1217-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р»
В соответствии с документом перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении которых организациям инвалидов предоставляются преимущества, предусмотренные статьей 29 Федерального закона № 44-ФЗ, расширен с 58 до 107 пунктов. 
Решение о расширении указанного перечня направлено на поддержку организаций, предоставляющих рабочие места для людей с инвалидностью, тем самым способствующих интеграции этих граждан в общество, а также улучшающих их финансовое положение. 
Начало действия: 12.05.2023. 

 

5. Распоряжение Правительства от 18.05.2023 № 1289-р 
Правительство определило список из 11 мероприятий, на реализацию которых в 2023 году заказчики могут использовать средства экономии.
Такие ограничения обязаны соблюдать только заказчики, которые расходуют средства межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Сэкономленные деньги заказчики могут потратить на исполнение 11 госпрограмм и мероприятий.

 

6. Письмо ФАС России от 14.10.2022 № ПИ/94885/22 «О рассмотрении обращения»
Федеральная антимонопольная служба разъяснила порядок закупки услуг охраны объектов, которые находятся в ведении федеральных госорганов.

Ведомство пояснило: заказчики не вправе заключать контракт на услуги охраны объектов, подведомственных федеральным госорганам, с ФГУП «Охрана» Росгвардии как с единственным поставщиком по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Так как услуги по охране объектов, подведомственных федеральным госорганам, могут оказывать несколько организаций, закупку таких услуг заказчик должен провести конкурентным способом.

 

7. Письмо ФАС России от 04.04.2023 № МШ/24867/23 «О направлении разъяснений по вопросу применения отдельных положений КоАП»
В разъяснении затрагивается три вопроса:
1. порядок применения с 01.01.2022 года части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок);
2. порядок выдачи предупреждения (частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное правонарушение, выявленное в ходе контроля (надзора) в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение с учетом требований части 2 статьи 3.4, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
ФАС России также подчеркивает, что при решении вопроса о возможности заменить административный штраф на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не однородные по отношению к рассматриваемому и за пределами сроков, установленных статьей 4.6 КоАП РФ.
3. порядок дисконтирования штрафа (согласно части 1.3.3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате штрафа за правонарушение, выявленное в ходе осуществления контроля (надзора) лицом, привлеченным к административной ответственности либо иным физическим или юридическим лицом не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа он может быть уплачен в размере половины суммы, за исключением некоторых правонарушений).
ФАС России напоминает, что информация о возможности оплатить штраф со скидкой должна быть отражена в постановлении по административному делу (часть 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ).

 

8. Письмо ФАС России от 25.04.2023 № МШ/32004/23 «Информационное сообщение поставщикам (подрядчикам, исполнителям) о порядке исключения информации из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»
В данном письме указано, что в пп. «а» п. 22 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее- Постановление № 1078) до истечения 2-летнего срока информация подлежит исключению из РНП, если получено решение суда о признании: недействительным решения ФАС России о включении информации об участнике закупки или поставщике в РНП; одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным. 
Таким образом, если поставщик не согласен с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, то такому поставщику для защиты прав и законных интересов целесообразно обжаловать в судебном порядке такое решение заказчика. А если суд решит признать односторонний отказ заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным, то такое решение нужно направить в УФАС России в порядке, который предусмотрен разделом V Правил, утверждённых Постановлением № 1078, т.к. это решение суда — самостоятельное основание для исключения информации о поставщике из РНП.

 

9. Письмо Минпромторга России от 25.04.2023 № ПГ-12-3968 «По вопросу применения Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616»

Министерство указывает, что по истечении срока действия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ (Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719) или в случае отзыва заключения Минпромторг России исключает промпродукцию, на которую выдано заключение, из реестра российской промышленной продукции. В этой связи на момент передачи товара (результатов работы) заключение должно быть действующим, а товар должен находиться в реестре, обладая соответствующей реестровой записью.
Если поставщик получил новое заключение, то при исполнении контракта по согласованию с поставщиком допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и характеристиками, указанными в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В этом случае соответствующие изменения заказчик должен внести в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Минпромторг России отмечает также, что по Постановлению № 616 при исполнении контракта не допускается замена товаров, указанных в перечне к документу, на товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств Евразийского экономического союза).


10. Письмо Минфина России от 27.04.2023 № 24-06-07/38722 
Специалисты Минфина России разъяснили, что при проведении электронного запроса котировок участник вправе указать в заявке ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта (суммы цен единиц товара, работы, услуги) ниже нуля. В этом случае по результатам запроса котировок определяется размер платы, которую участник вносит за заключение контракта. Такой размер указывается в качестве цены контракта в соответствии с подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Вывод представителей ведомства основан на том, что положения подп. «г» п. 5 ч. 6 ст. 43 и ст. 50 Закона № 44-ФЗ не запрещают участнику электронного запроса котировок указывать в заявке ценовое предложение, которое ниже нуля.

 

11. Письмо Минфина России от 28.04.2023 № 24-06-06/39556
Минфин России пояснил, что в соответствии с пунктом 1 части 13   статьи 34 Закона № 44-ФЗ обязательными условиями контракта являются в числе прочего условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ.
Согласно части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, в отношении которого применены антидемпинговые меры, не допускается.

 

12. Письмо Минфина России от 02.05.2023 № 24-06-09/40063
Специалисты ведомства пояснили, что подтверждением производства продукции на территории РФ является наличие сведений о такой продукции в реестре российской промышленной продукции, либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции (п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616). В соответствии с приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755 основанием для внесения в реестр российской промышленной продукции является наличие заключения о подтверждении производства на территории РФ, выдаваемого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719.
Заключение, выдаваемое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 действительно в течение 3 лет со дня его выдачи. По истечении этого срока или в случае отзыва заключения, продукцию из реестра исключают.
При исполнении контракта поставщик при передаче товара обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции (п.10.3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).
Учитывая, что заключение имеет ограниченный срок действия, поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо представить заключение, действующее на момент осуществления заказчиком приемки товара (результатов работы).
В случае непредставления заключения, действующего на момент приемки, заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

 

13. Письмо Минфина России от 02.05.2023 № 24-06-09/40063
Минфин России разъяснил, что делать заказчику, когда к моменту приемки продукции сведения о товаре исключили из реестра российских промышленных товаров.
Ведомство пояснило, при исполнении контракта поставщик вместе с поставленным товаром должен передать заказчику заключение, которое подтверждает, что товар произведен в России. Заключение, выдаваемое в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719, и являющееся основанием для внесения в реестр российской промышленной продукции информации о российской промышленной продукции, действительно в течение 3 лет со дня его выдачи.
Учитывая, что заключение имеет ограниченный срок действия, поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо представить заключение, действующее на момент осуществления заказчиком приемки товара (результатов работы). Если при приемке продукции поставщик не предоставит действующего заключения, заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Основание – пункт 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

 

14. Письмо Минфина России от 11.05.2023 г № 24-06-09/42427
Специалисты ведомства разъяснили, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 – 35, 37 – 41, 46 и 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с Законом № 44-ФЗ и включает в контракт обоснование цены контракта.
Учитывая изложенное, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, определяется в соответствии положениями            статьи 22 Закона № 44-ФЗ, при этом обязанность включения в контракт обоснования такой цены отсутствует.

 

15. Письмо Минпромторга России от 12.05.2023 № ПГ-12-4588
Минпромторг России отмечает, что при соответствии требованиям постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617  (далее – постановление    № 617) более одной заявки на участие в закупке, при условии, что две или более из этих заявок содержат предложения о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия по осуществлению закупок, руководствуясь положениями Федерального закона № 44-ФЗ, самостоятельно принимает решение при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В то же время, предусмотренные постановлением № 617 ограничения допуска применяются к закупке при участии в ней по меньшей мере одной заявки. При этом дополнительные условия, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 2 постановления № 617, применимы при условии большего количества заявок на участие в соответствующей закупке.
В настоящее время Минпромторг России готовит проект изменений в постановление № 617, устраняющий неоднозначность в толковании положений пункта 2 данного постановления.

 

16. Письмо Казначейства России от 18.05.2023 «07-04-05/03-13130 «Об осуществлении отзыва в июне 2023 года»
Получатели средств федерального бюджета должны завершить расчеты по госконтрактам подлежащим оплате в отчетном финансовом году за счет доведенных до них дополнительных лимитов бюджетных обязательств, не позднее 31.05.2023, за исключением госконтрактов, заключенных в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных госконтрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по соглашению сторон, решению суда или из-за одностороннего отказа стороны такого госконтракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

17. Постановление Правительства Брянской области от 15.05.2023 № 180-п «О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2022 года № 82-п «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления»
Скорректирован перечень случаев, когда подготавливаются распоряжение Правительства Брянской области, муниципальный правовой акт местной администрации, в соответствии с которыми заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Брянской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Брянской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)  по 31 декабря 2023 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также уточнен порядок осуществления закупок у единственного поставщика.