Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в апреле 2023 года

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

 

1. Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»


Изменения, предусмотренные Законом № 154-ФЗ:
- увеличено до 10 млн рублей предельное значение НМЦК при проведении электронного запроса котировок. Кроме того, до 31.12.2026 снято ограничение на годовой объем таких закупок;
- увеличено до 5 млн рублей предельное значение НМЦК при проведении электронной закупки товара у единственного поставщика в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (через «электронный магазин»). При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 100 млн рублей. Данные закупки не учитываются в составе годового объема закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5 и 5.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- при обосновании НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчики могут не применять методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, при определении идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- дополняются случаи, при которых допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, а именно: при осуществлении закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых пациенту по решению врачебной комиссии, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- сокращен срок рассмотрения контрольным органом в сфере закупок обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с 10 до 8 рабочих дней;
- допускается заключение контракта с последующим участником закупки в случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым был расторгнут контракт, в связи с невозможностью надлежащего исполнения им условий контракта вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
- до 01.01.2025 продлена возможность осуществления закупок, предметом которых одновременно является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, поставка оборудования (контракты «под ключ»);
- при заключении строительных контрактов «под ключ», предусматривающих выплату аванса:
размер аванса (в % от стоимости этапа) в отношении этапа работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий может быть равен нулю;
размер аванса (в % от стоимости этапа) в отношении этапов по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, поставке оборудования может быть меньше размера аванса (в % от стоимости этапов) по отношению этапов по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту.
Кроме того, до 31.12.2024 положения Закона № 44-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг избирательными комиссиями, находящимися на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Начало действия: 09.05.2023.

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2023 № 572 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений»

Постановлением определены, в частности: обязанности подрядчика по выполнению работ, привлечению субподрядчиков, информированию заказчика обо всех происшествиях на объекте и устранению выявленных нарушений; права подрядчика об изменении обеспечения исполнения контракта и принятии решения об одностороннем расторжении контракта; обязанности заказчика по оплате, предоставлении качественного материала; права заказчика по проверке хода и качества работ; условия о гарантии качества; условия о цене контракта; условия о расторжении контракта и другие условия.
Типовые условия содержат следующие приложения: гарантийные сроки на конструктивные элементы автомобильной дороги, искусственного дорожного сооружения, акт о приемке выполненных работ.
Начало действия: 19.04.2023.

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 № 579 «Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами»

Постановлением установлено, что участники вносят денежные средства на счет, указанный заказчиком в извещении о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки, в электронной форме.
Денежные средства не возвращаются участнику закупки, если он внесен в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения контракта.
Установленные особенности не распространяются на российских участников закупок.
Начало действия: 01.06.2023.

 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2023 № 616 «Об утверждении Правил аттестации физических лиц на право проведения строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»

Аттестация проводится Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право проведения строительного контроля. Аттестационные сессии проводятся в очной форме либо в дистанционной форме и включают в себя тестирование и письменный экзамен.
Претенденты должны иметь высшее образование в области строительства и трудовой стаж не менее 2 лет по соответствующей специальности, а также знать законодательство в сфере градостроительства, техрегулирования и противодействия коррупции.
Заявление о прохождении аттестации можно подать в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». 
Квалификационный аттестат выдается на срок до 1 января 2028 г. Приведена его форма.
Плата за аттестацию не взимается.
Начало действия: вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует   до 1 января 2028 г.

 

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2023  № 620 «Об утверждении особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также особенностей приемки и оплаты указанных работ»

Установлено, что определение начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществляется в следующем порядке:
в случае наличия утвержденной заказчиком проектной документации, включающей сметную документацию, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства, определение цены осуществляется проектно-сметным методом в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона № 44-ФЗ;
в случае отсутствия таких документов определение цены осуществляется в порядке, утвержденном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с частью 59 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, постановлением предусмотрены также особенности приемки и оплаты при исполнении указанных контрактов.
Начало действия: вступает в силу с 1 мая 2023 г., применяется при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены после дня вступления в силу настоящего постановления, и действует до 1 января 2028 г.

 

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2023 № 667 «О проведении строительного контроля в отношении объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, включенных в комплексную государственную программу Российской Федерации «Строительство»

Установлено, что подведомственное Минстрою России федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр строительного контроля» проводит строительный контроль по всем объектам капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, включенным в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2023 года № 267-р перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящий в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство». Исключением являются объекты капитального строительства, включенные в государственный оборонный заказ, объекты капитального строительства, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета являются Минтранс, Ространснадзор, Росавтодор, Росжелдор, и объекты капитального строительства, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета является публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства».
Начало действия: 05.05.2023

 

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.04.2023  № 992-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок»

Предметом Соглашения является обеспечение взаимного признания банковских гарантий, выдаваемых гарантами, зарегистрированными на территории заключивших соглашение государств, для целей государственных (муниципальных) закупок.
Банковские гарантии, выдаваемые в Российской Федерации и Республики Беларусь для целей государственных (муниципальных) закупок, признаются эквивалентными.
Соглашение вступает в силу со дня его получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

 

8. Приказ Казначейства России от 17.01.2023 № 2н «О внесении изменений в Приказ Федерального казначейства от 18 июля 2022 г. № 17н «Об утверждении Порядка формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, формирования и направления запросов о предоставлении сведений из указанного реестра, формирования и направления Федеральным казначейством выписок из указанного реестра и протокола, а также форм указанных документов» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2023 № 73080)
Актуализирован порядок формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Уточнения в порядок внесены также в связи с объединением Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в Социальный фонд России.
Начало действия: 30.04.2023.


9. Приказ Минпромторга России от 28.02.2023 № 639 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа)»

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальная цена единицы товара, работы, услуги при строительстве судна определяется на основании технического или эскизного проекта судна, при условии наличия разработанной в рамках эскизного проекта проектной конструкторской документации.
Приводятся рекомендуемые образцы необходимых документов.
Начало действия: 15.04.2023.

 

10. Письмо ФАС России от 07.02.2023 № ПИ/8371/23 «О рассмотрении обращения»

ФАС России отмечает, что гражданско-правовые договоры, заключенные между участником закупки и специалистами (иными работниками), не являются информацией и документами, подтверждающими наличие таких специалистов и их квалификацию в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заказчик самостоятельно определяет и устанавливает документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников, требования к их содержанию, наименованию квалификации при необходимости, в том числе с учетом специфики планируемой к осуществлению закупки. При этом установленное заказчиком содержание показателя, раскрывающее соответствующий критерий оценки, в том числе информация и документы, не должны приводить к ограничению конкуренции, включая необоснованное ограничение числа участников закупки.

 

11. Письмо ФАС России от 24.04.2023 № МШ/31508/23 «О применении положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок медицинских изделий для стентирования коронарных артерий»

Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что медицинские изделия, обеспечивающие проведение манипуляции в соответствии с функциональным назначением стента для коронарных артерий, и без использования которых стент не может быть установлен в артерию (имплантирован), являются материалами, расходными по отношению к стенту. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620 (далее – Постановление № 620), при осуществлении закупки медицинских изделий для эндоваскулярной хирургии, медицинские изделия, такие как например: «феморальный интродьюсер», «артериальный интродьюсер» (может быть как отдельной позицией, так и в составе «набора для введения сосудистого катетера»), «катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования», «проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования», «катетер балонный стандартный для коронарной ангиопластики», «шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования», «устройство для введения проводника, устройство для управления и вращения проводника», являющиеся расходными материалами к основному медицинскому изделию «стент для коронарных артерий», могут быть объединены в один лот со стентом для коронарных артерий.
В то же время ФАС России отмечает, что стенты для коронарных артерий, имеющие различные коды вида НКМИ, в соответствии с  пунктом 1 Постановления № 620 не могут быть объединены в один лот, за исключением возможности закупки стентов с различными кодами вида НКМИ, предусмотренной каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ), правила использования которого установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

 

12. Письмо Федерального казначейства от 04.04.2023 № 07-04-05/14-8956

Федеральным казначейством подготовлено письмо по вопросам постановки на учет бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета и установления размера авансовых платежей по государственным (муниципальным) контрактам в 2023 году, в котором доведена информация о необходимости соблюдения положений:
постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2023 № 321 в части принятия получателями бюджетных средств в 2023 году бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не позднее 01.07.2023 в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год;
постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2023 № 348 в части установления размера авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году, в том числе в случае осуществления казначейского сопровождения средств и по контрактам, заключенным в рамках исполнения предоставленных в 2023 году субсидий, иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации.


13. Письмо Минфина России от 14.04.2023 № 24-06-09/33774

Минфин разъяснил, что заказчик в закупках услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) устанавливает к участникам закупки дополнительное требование по позиции 34 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации № 2571 от 29.12.2021, если НМЦК превышает 500 000 рублей, при этом вид или сфера деятельности заказчика не являются условием применения дополнительных требований к участникам закупки.