Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в июле 2021 года.

I.    Изменения в сфере регулирования Федерального закона 
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

 

Нормативные правовые акты Российской Федерации 
(с изменениями) 

1. Федеральным законом от 01.07.2021 № 277-ФЗ увеличен объем закупок у СМП и СОНКО с 15 до 25 процентов с 01.01.2022 г.

Сроки оплаты по всем контрактам сокращены с 01.01.2022 г. и составят:
не более 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
не более 15 рабочих дней — при других закупках.
С 01.01.2023 г. сроки оплаты составят:
не более 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
не более 10 рабочих дней — при остальных закупках.

 

2. Президент России подписал закон об упрощении закупок по Закону № 44-ФЗ.

Президентом РФ подписан Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Срок вступления в силу основных изменений – 01.01.2022 г.
Количество конкурентных способов закупок сократили до трех:
- конкурс (закрытый, электронные открытый и закрытый);
- аукцион (электронный, закрытый, закрытый электронный);
- электронный запрос котировок.
Запросом котировок разрешат закупать до 20 процентов от СГОЗ, или не больше 100 млн руб., если СГОЗ заказчика в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб.
В качестве обеспечения заявок и контрактов участники смогут использовать независимые гарантии, например, от государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и региональных гарантийных организаций.
В целях упрощения электронных процедур будет действовать полная автоматизация документооборота. Электронная приемка станет обязательной для всех заказчиков.


3. Постановлением Правительства РФ от 24.06.2021 № 983 дополнен перечень квотируемых товаров по Закону № 44-ФЗ

Правительство дополнило перечень российских товаров и товаров из стран ЕАЭС с минимальной долей закупки новыми видами музыкальных инструментов, например:
32.20.11.110 — фортепиано;
32.20.12.111 — скрипки;
32.20.12.122 — гитары;
32.20.13.131 — аккордеоны;
32.20.13.175 — саксофоны.
Начало действия документа - 01.01.2022 г.

 

4. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 утверждены новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков

Изменилась процедура направления данных в РНП. Правительство опубликовало новые правила ведения реестра вместо старых. 
Заказчики будут готовить обращение в контрольный орган. При электронной закупке обращение нужно сформировать в электронном виде в ЕИС. Для некоторых случаев предусмотрен бумажный документооборот. В правилах есть перечень сведений и документов для обращения, часть из которых формируется автоматически.
В правилах среди прочего предусмотрели порядок его направления и рассмотрения. Если обращение составлено верно, ЕИС сама направит его контролерам не позднее одного часа после его подписания усиленной квалифицированной ЭП. Отозвать обращение нельзя. На рассмотрение обращения и принятие решения у контролеров есть 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения
Для электронных закупок на переходный период до 01.04.2022 г. обращения в контрольный орган подают в бумажном виде.
Информацию исключат из РНП автоматически по истечении 2-х лет со дня, следующего за датой, когда такая информация должна включаться в реестр, а не с даты ее внесения в РНП.
Правила вступили в силу 01.07.2021 г., кроме отдельных положений.

 

5. Постановлением Правительства от 20.07.2021 № 1226 внесены изменения в правила ведения реестров отечественного и евразийского программного обеспечения

Постановлением Правительства от 20.07.2021 № 1226 внесены изменения постановление Правительства от 16.11.2015 № 1236, которым установлен запрет на допуск иностранного программного обеспечения. 
Основные изменения касаются правил формирования и ведения реестров российского и евразийского ПО и направлены на оптимизацию работы Экспертного совета, который принимает решения о включении программного обеспечения в реестры.
Сокращены сроки проверки заявления о включении сведений в реестр – с 20 до 5 рабочих дней, время рассмотрения заявления о включении сведений в реестр, – с 30 до 15 рабочих дней.
Исключено требование о ежегодном обновлении состав Экспертного не менее чем на одну треть, кроме того изменено процентное соотношение представителей Экспертного совета. Число представителей органов власти теперь не должно превышать 20 %.
Отменили обязанность оператора реестра получать экземпляр ПО, который включили в реестр. 
Минцифры теперь может привлекать экспертную организацию, чтобы провести проверку заявления о включении сведений в реестры, а также чтобы проверить сведения о программном обеспечении, которое уже содержится в реестрах. 
Документ вступил в силу 21.07.2021 г.

 

6. Приказом Казначейства от 29.04.2021 № 18н утверждены новые правила регистрации в ЕИС

Опубликован приказ Федерального казначейства от 29.04.2021 г. № 18н, которым утвержден новый Порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок.
Действующий в настоящее время Порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденный приказом Казначейства России от 30.12.2015 г. № 27н, будет признан утратившим силу.
Для работы в единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчик должен пройти регистрацию. 
Регистрироваться в ЕИС теперь будут дополнительные организации: 
банки;
аккредитованные филиалы и представительства иностранного юридического лица;
организации, которые ведут деятельность в сфере обращения с ТКО.
Процедура регистрации не претерпела изменений и по-прежнему осуществляется Федеральным казначейством, а от заказчика лишь требуется внести в регистрационную форму недостающие сведения.
После того, как заказчик зарегистрирован в ЕИС, он самостоятельно регистрирует в ней уполномоченных лиц.
Для заказчиков определили четыре вида уполномоченных лиц для работы в ЕИС:
руководитель;
администратор;
лицо, уполномоченное на размещение информации и документов;
лицо с правом подписи от организации.
На этом регистрация в ЕИС закончена, и заказчик может приступить к работе с системой.
Сведения о всех зарегистрированных лицах и организациях, которые получили доступ в ЕИС, будут включены в Сводный реестр, в том числе органы мониторинга по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ.
Если информация об организации содержится в Сводном реестре участников и неучастников бюджетного процесса, то в ЕИС она уже автоматически зарегистрирована.
Дата вступления в силу - 11.07.2021 г.

 

7. Приказом Минстроя от 18.03.2021 № 160/пр утверждены типовые условия контракта на проведение строительного контроля

Минстрой утвердил типовые условия контракта на услуги по проведению строительного контроля объектов капитального строительства, которые финансируются по программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В информационной карте установлены следующие показатели, при которых заказчики обязаны будут применять типовые условия:
предмет контракта – проведение строительного контроля по объектам капстроительства, которые финансируются по государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
исполнителем такого контракта выступает федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр строительного контроля»;
код предмета контракта ОКПД2 – 71.12.20;
размер НМЦК не ограничен.
Типовые условия контракта не нужно применять, если исполнитель выполняет работы по строительству:
объектов капитального строительства, которые расположены на земельном участке за пределами территории страны или на территории посольств, консульств;
линейных объектов капитального строительства;
объектов культурного наследия.
Приказ Минстроя с новыми типовыми условиями вступает в силу 8 августа, но еще не опубликован в ЕИС. Заказчики должны применять типовые условия только через 30 календарных дней после публикации в ЕИС. 

Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

 

8. Письмо Минпромторга от 28.06.2021 № ПГ-12-6532 дополнительно разъясняет правила квотирования товаров по Закону № 44-ФЗ
В письме Минпромторга от 28.06.2021 № ПГ-12-6532 содержатся три правила применения заказчиками постановления Правительства № 2014.   
Об определении цены контракта, если в ГИСП не хватает сведений. 
Для обоснования НМЦК рыночным методом ценовые запросы надо направлять субъектам промышленной сферы из ГИСП. Если сведений в системе недостаточно, то заказчик может: направить дополнительные запросы иным поставщикам с опытом поставки аналогичного товара; брать информацию в ЕИС по контрактам, которые исполнены без санкций, за три последних года. 
О соблюдении минимальной доли при закупках у единственного поставщика. 
В постановлении № 2014 речь идет о товарах, при закупках которых заказчик устанавливает ограничения на допуск товаров иностранного производства. Поэтому для достижения квоты заказчик учитывает товары, которые закупил с применением правила «третий лишний» или подтверждением страны происхождения товара по правилам ограничительных постановлений: № 102, № 617, № 878. В закупках у единственного поставщика не нужно применять национальный режим, это значит, что прямые контракты не входят в минимальную долю квотируемого товара. Исключение – закупки у единственного поставщика по несостоявшимся процедурам (п. 25  ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). 
О соблюдении квот при закупке лизинга. 
Постановление № 2014 не определяет особенности проведения закупок конкретных товаров. Поэтому заказчику нужно учитывать такие особенности при установлении национального режима.

 

 

II.    Изменения в сфере регулирования Федерального закона 
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Нормативные правовые акты Российской Федерации 
(с изменениями) 

 

9. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 № 937 увеличен порог НМЦД для закупок среди СМСП по Закону № 223-ФЗ

Для закупок среди СМСП заказчики утверждают перечень товаров (работ, услуг). Предельная начальная (максимальная) цена договора (цена лота) для их обязательного приобретения у таких субъектов не должна превышать 200 млн руб.
В случае если НМЦД на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг превышает 200 миллионов рублей, но не превышает 800 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Начало действия документа - 01.10.2021 г.

10. Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128 увеличен объем закупок у МСП по Закону № 223-ФЗ
Правительство утвердило изменения в постановление от 11.12.2014 
№ 1352, согласно которым субъектам МСП расширили доступ к закупкам по Закону № 223-ФЗ. 
Общий годовой объем закупок у них составит не менее 25% вместо 20%. При этом доля стоимости договоров с СМСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, увеличится с 18% до 20%.
Также Правительство расширило количество заказчиков, которые обязаны достигать минимальную долю закупок, и распространило обязательство практически на всех заказчиков по Закону № 223-ФЗ вместо отдельных категорий. Правила смогут не применять только юридические лица, предусмотренные ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, если они являются субъектами МСП.


Изменения вступят в силу с 01.01.2022 г.