Интернет ресурсы
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Обзор нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (с изменениями) и официальных разъяснений органов государственной власти Российской Федерации, опубликованных в марте 2021 года.

I. Изменения в сфере регулирования Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Нормативные правовые акты Российской Федерации
(с изменениями)

 

1. Правительство изменило перечень иностранных медицинских изделий с ограничением допуска к государственным закупкам.

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2021 № 336 перечень иностранных медицинских изделий с ограничениями допуска по постановлению от 05.02.2015 г. № 102 дополнили новыми позициями:
26.60.12.119 — биохимические анализаторы;
26.60.12.119, 26.60.12.123 — фетальные мониторы;
26.60.12.119 — микроскопы медицинские;
26.70.22.150 — микроскопы биологические, для клинической лабораторной диагностики;
26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190 — хирургические УЗ-аппараты;
26.60.13.130 — хирургические коагуляторы;
26.60.13.170, 26.60.13.190 — терапевтические лазерные аппараты.
Изменения вступят в силу с 19.03.2021 г.

 

2. ПАО «Ростелеком» определен поставщика беспроводного интернета для образовательных учреждений.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22.03.2021
№ 713-р, на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ назначило ПАО «Ростелеком» исполнителем контрактов по закупкам информационно-коммуникационной инфраструктуры в образовательные учреждения.
Заказчики в 2021–2022 годах будут заключать контракты с ПАО «Ростелеком» в рамках национальной программы «Цифровая экономика в РФ» для создания информационно-коммуникационной инфраструктуры в государственных и муниципальных образовательных организациях.
По условиям контрактов ПАО «Ростелеком» должно:
создать в учебных кабинетах и других помещениях заказчика инфраструктуру, которая обеспечит беспроводной доступ к сети интернет;
установить оборудование видеонаблюдения и обеспечить трансляцию изображения в сети интернет;
предоставить вычислительные и сетевые ресурсы центров обработки данных;
обеспечить бесперебойное функционирование установленной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
ПАО «Ростелеком» должно лично исполнить не менее 10 процентов объема работ и услуг по контрактам. В остальной части допускается привлечение соисполнителей.
Предельный срок действия контрактов с ПАО «Ростелеком» установили до 31 декабря 2022 года.

 

3. Минфин России обновил состав информации, которую заказчик направляет в реестр контрактов.

В соответствии с приказом Минфина от 21.01.2021 № 5н с 08.03.2021 г.  заказчики должны вносить в реестр контрактов сведения о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы и услуги, если закупят:
– работы или услуги у органов исполнительной власти или подведомственных им государственных учреждений, государственных унитарных предприятий или акционерных обществ со стопроцентной долей участия Российской Федерации (по коду 20040);
– оборудование и технику, работы по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства, включая автодороги, работы по строительному контролю у федеральных органов исполнительной власти или подведомственных учреждений (по коду 20800 или 20810);
– работы по сохранению объектов культурного наследия или работы по благоустройству территорий Республики Крым (по коду 20800 или 20810).
Положения приказа Минфина от 19.07.2019 № 113н привели в соответствие с Порядком ведения реестра контрактов по постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 в части:
– страны происхождения товара, который поставлен при выполнении работ и услуг, а также характеристик такого товара;
– изменения информации о товаре, который поставлен заказчику в рамках контракта на работы или услуги;
– страны происхождения товара, который закуплен при выполнении работ или услуг, информации о производителе товара по документу о приемке;
– страны происхождения товара по строительному контракту, если заказчик примет такой товар на учет в качестве объекта основных средств;
– исполнения контракта в отношении количества товара, объема работы или услуги.
По закупкам, которые запланированы на 2022 год, заказчики при формировании информации об источнике финансирования будут указывать код объекта капстроительства или объекта недвижимости. Такой код формируется в системе «Электронный бюджет».
Информация о коде объекта формируется по следующим контрактам:
– на приобретение недвижимости;
– на подготовку проектной документации или выполнение инженерных изысканий;
– на выполнение работ по строительству, реконструкции или капремонту, сносу объектов капстроительства, в том числе линейных объектов;
– жизненного цикла на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капстроительства (ч. 16 ст. 34 Закона №44-ФЗ);
– на одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства (ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
– на одновременную подготовку проектной документации или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объекта капстроительства (ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

 

4. Утвержден регламент проведения проверок поставленных товаров с использованием фото- и видеотехники.

Приказом Федерального казначейства от 11.01.2021 № 5н утвержден регламент проведения проверок поставленных товаров с использованием фото- и видеотехники на соответствие информации, которая указана в контракте. Правила касаются контрактов с казначейским сопровождением.
Согласно регламенту проверка проводится в форме визуального осмотра без повреждения упаковки, разборки, демонтажа либо иного нарушения конструктивной целостности товаров, работ, услуг на основании уведомления заказчика. Уведомление заказчик должен направить в территориальный орган Казначейства не позднее пяти рабочих дней до даты приемки с указанием даты ее проведения.
Информация о дате приемки оформляется в произвольной письменной форме на официальном бланке заказчика и подписывается руководителем заказчика или его уполномоченным лицом.
Фото- и видеосъемка используются в ходе осмотра с учетом режима секретности, кроме случаев, когда предмет нельзя осмотреть без нарушения его конструктивной целостности или упаковки либо из-за его особых физических, технологических свойств.
Видеосъемка применяется в случаях, когда фотосъемка не позволяет отразить целостность предмета. Полученные в ходе осмотра материалы должны содержать отметку о дате, времени съемки.
Результаты проверки, в том числе выявленные факты несоответствия, отражаются в акте. Проверяющие направляют копию акта в структурное подразделение Казначейства и Управление казначейского сопровождения для анализа и систематизации на следующий рабочий день после подписания. К акту прилагаются также сделанные фото- и видеоматериалы.
Регламент вступил в силу 14.03.2021 г.

 

5. Утвердили новый типовой контракт на поставку лекарств.

Приказом Минздрава России от 18.01.2021 № 15н утверждены новый типовой контракт на поставку лекарственных препаратов и информационная карта к нему. Ранее действующий типовой контракт по приказу № 870н с 03.04.2021 г. утратит силу.
Заказчики должны применять типовую форму контракта, если закупают лекарственные препараты по кодам ОКПД2  21.20.1–21.20.23.194.
Размер НМЦК не ограничен.
Некоторые разделы контракта заказчики могут менять в зависимости от специфики закупки, а некоторые остаются неизменными.
В новой редакции типовой контракт содержит условия об электронной приемке результатов исполнения контракта или его этапов. Составлять и подписывать документы о приемке в ЕИС можно только при взаимном согласии сторон.
В обязанности поставщика добавили новый пункт, согласно которому заказчику нужно направить копию заявления поставщика об обращении в Минздрав за подтверждением госрегистрации лекарства. Такое заявление нужно на случай, когда в ходе исполнения контракта истечет срок действия регистрационного удостоверения лекарственного препарата. Представить заказчику копию заявления нужно не позднее пяти рабочих дней после обращения в Минздрав.
Увеличили количество приложений к контракту до 10. Ранее их было 8. По типовому контракту в новой редакции стороны будут составлять:
спецификацию;
технические характеристики;
отгрузочную разнарядку (план распределения);
календарный план;
акт приема-передачи товара по контракту или этапу;
сводный реестр товарных накладных на поставку товара;
акт сверки расчетов;
акт об исполнении обязательств по контракту или этапу;
заявку о получении (выборке) товара;
график исполнения контракта или этапа.
Приказ вступает в силу 03.04.2021 г. Применять новый типовой контракт станет обязательным только по истечении 30 календарных дней после его размещения в ЕИС.

Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

 

6. Разъяснены особенности контроля в сфере закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Специалисты Минфина России в письме от 27.01.2021 г. № 24-04-08/4769 рассказали об особенностях контроля содержащейся в контракте информации в случае его заключения с единственным поставщиком по основаниям, указанным в п. 25 Правил осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 и 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
В частности, в документе подчеркивается, что на контракты, указанные в п. 25 Правил, не распространяются положения ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, допускающие их заключение в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Контракты направляются в орган контроля до их подписания контрагентом.
Также отмечается, что способ направления проекта контракта (на бумажном носителе или в электронной форме) определяется в конкретном случае, исходя из наличия и применения как заказчиком, так и органом контроля, информационной системы, обеспечивающей возможность направления проекта контракта в электронной форме. Так, некоторым заказчикам, осуществляющим закупки для федеральных нужд, обеспечена возможность направления проектов контрактов, заключаемых с единственным контрагентом, в территориальные органы Казначейства России посредством прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» (СУФД). При этом заказчикам рекомендуется обратиться в соответствующий орган контроля по вопросам о наличии возможности направления проекта контракта в электронной форме.

 

7. Ведомства разъяснили особенности закупок текстильных изделий, одежды и мягкого инвентаря многоразового использования.

Минфин России и Минпромторг России выпустили совместное письмо от 02.03.2021 № 24-01-06/14509/ЕВ-15600/08 «О позиции Минфина России и Минпромторга России по вопросу осуществления закупок текстильных изделий, одежды и мягкого инвентаря многоразового использования».
Министерства указывают, что эксплуатация текстильных изделий, одежды (в том числе медицинской) и мягкого инвентаря многоразового использования предполагает необходимость своевременного и надлежащего обслуживания для сохранения потребительских свойств: стирка, химчистка, обработка, обеззараживание, ремонт.
При этом при поставке товара право собственности на поставленную продукцию переходит к заказчику, что требует наличия у него специализированных мощностей и оборудования для обслуживания закупленных изделий либо привлечения для этого сторонних организаций. А замена товара, в том числе ставшего в процессе эксплуатации непригодным для дальнейшего использования, осуществляется только по результатам закупки нового товара на основании нового договора.
Если же заключается контракт на оказание услуг по предоставлению текстиля в аренду (прокат), то такая продукция предоставляется заказчику только во временное владение и пользование или во временное пользование, при этом право собственности на нее у заказчика не возникает.
Ведомства подчеркивают, что такой вариант позволяет сократить расходы на стирку, обработку и ремонт продукции.
Также в письме уточняется, что если количество требуемых заказчику текстильных изделий, одежды и мягкого инвентаря многоразового использования невозможно определить, то Закон № 44-ФЗ предусматривает осуществление закупки по цене единицы товара (услуги).

 

8. Минфин России разъяснил правила контроля и согласования контракта с единственным поставщиком.

Минфином России в письме от 18.03.2021 № 24-04-07/19432 разъяснены правила проведения контроля в сфере закупок и согласования контракта с единственным поставщиком.
1. О сроке подписания единственным поставщиком проекта контракта в случае необходимости согласования контракта. Заключать контракт с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур нужно по общим правилам статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ, но с учетом особенностей согласно статье 93 Закона № 44-ФЗ:
 заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки до получения решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком;
 участник подписывает проект контракта, в том числе до получения заказчиком решения о согласовании;
 заказчик подписывает контракт после получения решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в срок, который предусмотрен пунктом 3 части 9 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
2. О выявлении контрольным органом нарушений при рассмотрении обращения заказчика о согласовании контракта с единственным поставщиком.
Согласно части 18 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, решение регионального контрольного органа не может противоречить решению федерального контрольного органа, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.
Однако Закон № 44-ФЗ не устанавливает содержания понятия противоречия, в связи с чем его нужно определять, исходя из каждого конкретного случая. Например, если региональный контрольный орган выявил нарушения при рассмотрении обращения о согласовании контракта с единственным поставщиком, а ранее в отношении этой закупки федеральный контрольный орган нарушений не выявил – противоречие отсутствует. Так как возможны ситуации, при которых нарушение будет выявлено позже, когда контрольный орган получит подтверждающую информацию или документы.
3. О выполнении решений и предписаний контрольных органов в отношении одних и тех же действий субъектов контроля.
Согласно части 19 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, в случае если федеральным контрольным органом и региональным контрольным органом выдано предписание в отношении одной и той же закупки, то заказчику следует выполнить решение, которое принял федеральный контрольный орган.
4. О способе направления объектов контроля. Заказчик направляет объект контроля в контрольный орган на бумажном носителе или в электронной форме через информационную систему, если такая информационная система используется заказчиком и контрольным органом.
5. О направлении проекта контракта с единственным поставщиком для прохождения контроля по частям 5 и 5.1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.
Специалисты Минфина напоминают, что правилами контроля предусматривается:
составление проекта контракта;
направление в орган контроля проекта контракта без подписи участника закупки.

 

 

 

II. Изменения в сфере регулирования Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Нормативные правовые акты Российской Федерации
(с изменениями)

 

9. Заказчики по Закону № 223-ФЗ должны учитывать товары из ЕАЭС в рамках квотирования.

С 01.01.2021 г. действует перечень продукции для выполнения минимальной доли закупок отечественных товаров заказчиками, осуществляющими закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Такими товарами признаются те, что включены:
– в реестр российской промышленной продукции;
– единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2021 № 304 заказчики с 06.03.2021 г. должны учитывать в рамках квотирования также товары из реестра евразийской промышленной продукции.